Текст состоит из трех частей

Текст состоит из трех частей

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста — это то главное, о чём хотел сказать автор, в чём он хотел убедить читателя и слушателя.

По типу речи различают текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

В тексте-повествовании обычно сообщается о каком-либо случае или событии. В таком тексте содержится ответ на вопросы: что произошло? что случилось?

Текст-повествование обычно состоит из трёх частей: начало (или вводная часть); основная часть и концовка (заключение).

В тексте-описании говорится о признаках предметов, то есть описываются люди, животные, растения, явления природы. В таких текстах можно найти ответы на вопросы: каков? какова? каково? каковы?

Текст-описание чаще всего состоит из нескольких частей. В каждой части описывается одна из особенностей события, явления или предмета.

Текст-рассуждение объясняет причины явлений, событий, поступков. Такой текст обычно содержит ответ на вопросы: почему так произошло (или происходит)? почему так кто-то поступил?

Текст-рассуждение включает обычно три части: то, что доказывается (те́зис); доказательство и вывод.

Описание и рассуждение могут входить как части в повествовательный текст.

Правила русского языка.

Скачать:

Вложение Размер
tekst.doc 399 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

Хочу всё знать и правильно писать!

1. Что называется т е к с т о м ?

☺ Текст – это несколько предложений, связанных между

собой по смыслу (и построенных в строгой

2. К каждому ли тексту можно

подобрать з а г л а в и е ?

► Да. Заголовок – «входная дверь в текст».

Он помогает более глубоко оценить содержание и смысл

прочитанного. Заголовок может сообщить о тех

событиях, которые произойдут в тексте или в

отдельной главе произведения. Заголовок может помочь

нам понять авторскую мысль, смысл текста и

3. Что такое т е м а ?

☺ Тема – это то, о чём говорится в тексте.

4. Как о п р е д е л и т ь тему текста ?

► Тему текста можно определить по заглавию и

5 . К а к а я б ы в а е т т е м а ?

► Тема бывает УЗКАЯ и ШИРОКАЯ.

Например: Узкая тема – Футбол , широкая тема – Спорт.

Узкая тема – На лугу, широкая тема – Весна.

6. Что такое о с н о в н а я м ы с л ь текста ?

☺ Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел

Например: Так, основная мысль текста «Волк и

семеро козлят» такая: «Что бывает, если

не слушаться мамы».

  1. В какой части текста может быть выражена основная мысль ?

► Основная мысль может быть выражена в заглавии,

в одном из предложений, в содержании всего текста.

8. Какие слова называются о п о р н ы м и ?

☺ Опорными называются слова, которые наиболее точно, ярко, п-лно раскрывают главное в высказывании. В речи опорные слова выделяются голосом.

► По опорным словам можно узнать произведение.

Например: Дед, баба, курочка, яичко, мышка.

9. Что такое п л а н ?

☺ План – это краткая передача основного содержания текста.

10. Д л я ч е г о нужен п л а н ?

► План составляют для того, чтобы передать содержание текста последовательно, не пропустить важных деталей.

11. К а к з а п и с а т ь пункты плана ?

Читайте также:  Не работает shockwave flash

► Пункты плана можно записать:

а) НАЗЫВНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

Например: 1. Лето.

б) ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫМИ ИЛИ

Например: 1. Наступило лето.

2. Сборы на речку.

3. Хорошо отдохнули!

12. Как составить план текста ?

► а) п рочитать целиком рассказ, обращая внимания на то, как он построен: о чём говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст?

б) р азделить рассказ на смысловые части (одна отличается от другой новым содержанием).

в) о пределить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

г) п еречитать их; сказать своими словами, о чём говорится в данной части; подобрать к ней заголовок.

д) з аписать свой заголовок к каждой части.

е) п роверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не пропущено ли что-либо важное.

13. На какие части делится большой текст?

► Большой текст делится на части, передающие законченную мысль.

  1. Как в тексте выделяются законченные

► Законченные мысли в устной речи выделяются

ПАУЗОЙ , на письме – АБЗАЦЕМ.

15. Что такое а б з а ц ?

☺ Абзац – это начало новой мысли (на письме — новой

красной строки), сложного по содержанию текста.

16. Какие существуют т и п ы текстов ?

☺ Повествование, описание, рассуждение.

17. Какой текст называется повествованием?

☺ Текст-повествование – это текст, в котором о ком-то

или о чём-то рассказывается. К нему можно поставить

общий вопрос ЧТО, ГДЕ, КОГДА СЛУЧИЛОСЬ?

18. Из каких частей состоит текст- повествование?

► Текст-повествование состоит из трёх частей :

19. Какой текст называется о п и с а н и е м ?

☺ Текст-описание – это текст, в котором кто-то или что-то описывается.

В нём нет событий и действующих лиц.

В описании автор изображает внешний вид предмета,

его характер, повадки, составные части и красоту.

К тексту-описанию можно поставить вопрос КАКОЙ?

20. Из каких частей состоит текст-описание?

► Текст-описание состоит из двух частей:

  1. часть, в которой передаётся общее впечатление
  1. часть, в которой раскрываются признаки предмета, указывается его назначение, даётся оценка.

21. Каким может быть описание ?

► Описание может быть ХУДОЖЕСТВЕННЫМ,

ДЕЛОВЫМ И НАУЧНЫМ.

22. Что называется с р а в н е н и е м ?

☺ Сравнить два предмета – это значит указать, чем эти

предметы похожи и чем они отличаются.

► Бывают сравнения, гиперболы (преувеличения).

Например: Стоит слон, будто серая гора

высится: ноги как брёвна, уши как два

23. Какой текст называется р а с с у ж д е н и е м ?

☺ Текст-рассуждение – это связный текст, в котором

что-то обсуждается, разъясняется. К такому тексту

можно поставить вопросы: ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

24. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

► Текст-рассуждение включает обычно три части:

  1. То, что доказывается.
  2. Доказательство.
  3. Вывод.
  1. Что пишут в форме рассуждения?

► В форме текста-рассуждения пишут научные

В них часто встречаются такие сочетания слов:

«потому что», «это объясняется тем, что …», «и

действительно . » и подобные.

26 . Когда используются о л и ц е т в о р е н и я ?

► О л и ц е т в о р е н и я используются при описании

неодушевлённых предметов и явлений, придавая

им признаки и свойства живых существ.

Например: Лучи солнца, играя и улыбаясь,

купаются вместе с воробьями.

Читайте также:  Виды кофеварок какая лучше

27. Какие бывают с т и л и р е ч и ?

► 1. Разговорный стиль речи

(непринуждённое, без строгой последовательности высказывание мысли в кругу друзей).

2. Научный стиль речи

(изложение мыслей и фактов в строгой последовательности, доказательно, точно).

3. Деловой стиль речи

(строгость, точность, сухость изложения при написании заявления, автобиографии).

4. Художественный стиль речи

(образность, конкретность описания отдельных деталей, занимательность сюжета, выразительность авторской речи).

28. Что такое т е к с т – и н с т р у к ц и я ?

☺ Текст-инструкция – это текст, в котором рассказывается,

как что- то сделать (инструкция по изготовлению

игрушки, инструкция по ремонту велосипеда …).

  1. Т е к с т – п р и г л а ш е н и е

► обязательно должен содержать в себе уважительное обращение к гостю, чему посвящается приглашение, просьбу (если есть), дату, время, место праздника и обязательно подпись (от кого приглашение).

30. Как подготовиться к и з л о ж е н и ю ?

◦ Определи его тему.

◦ Выдели основную мысль.

◦ Найди в тексте опорные слова и словосочетания.

◦ Раздели текст на части.

◦ Озаглавь каждую часть.

◦ Найди и объясни написание слов, которые нужно

◦ Внимательно перечитай текст. Обрати внимание на

точное употребление слов и словосочетаний.

◦ Напиши изложение (пересказ).

◦ Проверь свою работу.

31. Р а з б о р т е к с т а .

1. Название текста.

4. Основная мысль.

5. На какой вопрос отвечает текст

(что делает? какой? почему?).

6. Части текста (зачин, основная часть, концовка).

7. Опорные слова.

8. Количество абзацев.

(повествование, описание рассуждение).

10. Стиль речи (научный, разговорный, официально-

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение .

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные.

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные.

Открытый урок в 3 классе.

Конспект урока развития речи. 2 класс. Программа 21 века. С.В. ИвановНа уроке присутствовал С.В. Иванов и высоко его оценил. .

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка. В презентации представлены произносительно-интонационные упражнения, чистоговорки. В конспект.

Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова.

Текстом называют записанную речь, состоящую из предложений, которые объединены общей темой и структурными средствами связи.

Тема — это предмет (понятие или событие), которому посвящён текст; другими словами, это основное содержание описания, повествования или рассуждения, изложенного в тексте. Общая тема определяет смысловую связь предложений. Каждое из них соответствует ей, раскрывает её. Тему можно выразить в заголовке текста.

Смысловая структура текста обычно состоит из трёх частей: вступление (или зачин), основная часть, заключение. Вступление вводит в тему сообщения, основная часть её раскрывает, а заключение обобщает содержание, представляет выводы или отношение автора:

Часто слышишь, что молодёжь говорит: я не хочу жить чужим умом, я сам обдумаю. Зачем же тебе обдумывать обдуманное. Бери готовое и иди дальше. В этом сила человечества. (Л. Т.)

Читайте также:  Программа для создания демотиваторов

Тема этого текста — опыт, точнее, отношение к опыту, накопленному другими людьми, предшественниками. Первое предложение — это вступление, два последующих — основная часть, а последнее предложение — заключение. В нём автор выразил идею текста, т. е. замысел, ту мысль, для выражения которой и был сочинён текст. Какова эта идея? Опыт, накопленный предшественниками, бесценен: в нём сила человечества.

Текст является связным, и предложения образуют собой единое целое потому, что содержат в себе структурные текстовые средства связи, основными из которых являются местоимения, лексические повторы, синонимы или синонимические выражения, однотипные синтаксические конструкции.

Если в каком-либо предложении текста встречается местоимение (например, она), это означает, что в предшествующих предложениях есть слово или словосочетание, вместо которого употреблено данное местоимение: Точность и краткостьвот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслейбез них блестящие выражения ни к чему не служат (П.).

Лексическим повтором называют повтор слова, которое, как правило, обозначает понятие, важное для текста: Писательствоне ремесло и не занятие. Писательствопризвание (Пауст.).

Синонимы позволяют избежать прямого повтора слов, однако привлекают внимание читателя, позволяют охарактеризовать предмет или понятие с разных сторон. Синонимы также могут представлять градацию, усиливая экспрессивность текста: Театр* для актёрахрам**. Это его святилище**! Твоя жизнь***, твоя честьвсё принадлежит бесповоротно сцене*, которой ты отдал себя. Твоя судьба*** зависит от этих подмостков* (М. Щепкин). В приведённом примере синонимы обозначены одинаковым количеством звёздочек.

Важным средством связи текста является по до б и е, или однотипность синтаксического устройства предложений. Это явление ещё называют синтаксическим параллелизмом: Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце (Пауст.). Обратите внима- н и е: оба предложения построены в виде сравнительносопоставительных конструкций (чемтем), их сказуемые, кроме последнего, выражены прилагательными в сравнительной степени сравнения. Другой пример: Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей (К. Станиславский). В этом тексте, помимо синтаксического параллелизма (точто, сказуемые в главных частях обоих предложений выражены краткими прилагательными), средством связи является лексический повтор слов красиво, зритель.

Использование различных средств связи в тексте позволяет изложить мысли последовательно, логично. Как правило, текст представляет собой настолько тесное смысловое и структурное единство, что образующие его предложения невозможно поменять местами: либо пострадает смысл, либо текст утратит связный характер.

Т14. Идеалэто путеводная звезда. Без неё нет твёрдого направления, а нет направлениянет жизни. (Л. Т.) С помощью какого средства связаны между собой самостоятельные предложения?

  • 1) лексический повтор
  • 2) однотипность синтаксических конструкций
  • 3) лексический повтор и однотипность синтаксических конструкций
  • 4) употребление личного местоимения

Т15. 1. Ведь на любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра. 2. Чайковский садился за рояль и усмехался. 3. Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое. 4. Рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (По К. Паустовскому.) Укажите такую последовательность предложений, при которой получится связный текст.

Ссылка на основную публикацию
Схема бп fsp350 60evf
Внимание! Все работы с силовыми цепями необходимо проводить соблюдая технику безопасности! В сети интернет можно найти очень много описаний и...
Сообщение на тему жесткий диск по информатике
Информатика Основным устройством хранения информации в компьютерной системе является жесткий диск. Большой объем и энергонезависимость сделали его наиболее пригодным для...
Сообщение о выигрыше айфона
Да, почти всегда это обман и развод на деньги. Те, кто проводит ВКонтакте, Инстаграме и других соцсетях «конкурсы», «розыгрыши айфонов»,...
Схема включения синхронного генератора
Цель работы: целью лабораторной работы является изучение методов подключения генератора к системе методом точной синхронизации в ручном режиме. При подключении...
Adblock detector