Статистика запусков ракет в мире 2018

Статистика запусков ракет в мире 2018

Дата Запуск Космодром Ракета-носитель Результат
1 01.02.2018 05:07:18 Запуск «Канопус-В» №3 и №4 Восточный Союз-2 Успешный
2 13.02.2018 11:13:33 Запуск ТГК «Прогресс МС-08» Байконур Союз-2 Успешный
3 09.03.2018 20:10:06 Запуск КА O3b F4 ГКЦ (Куру) Союз-2 Успешный
4 21.03.2018 20:44:23 Запуск ТПК «Союз МС-08» Байконур Союз-ФГ Успешный
5 29.03.2018 20:38:00 Запуск КА Министерства обороны РФ Плесецк Союз-2 Успешный
6 19.04.2018 01:12:00 Запуск КА Министерства обороны РФ Байконур Протон-М Успешный
7 25.04.2018 20:57:38 Запуск КА Sentinel-3В Плесецк Рокот Успешный
8 06.06.2018 14:12:41 Запуск ТПК «Союз МС-09» Байконур Союз-ФГ Успешный
9 17.06.2018 00:46:28 Запуск КА «Глонасс-М» Плесецк Союз-2 Успешный
10 10.07.2018 00:51:33 Запуск ТГК «Прогресс МС-09» Байконур Союз-2 Успешный
11 11.10.2018 11:40:15 Запуск ТПК «Союз МС-10» Байконур Союз-ФГ Аварийный
12 25.10.2018 03:15:00 Запуск КА Министерства обороны РФ Плесецк Союз-2 Успешный
13 03.11.2018 23:17:00 Запуск КА «Глонасс-М» Плесецк Союз-2 Успешный
14 07.11.2018 03:47:27 Запуск КА «МетОп-С» ГКЦ (Куру) Союз-2 Успешный
15 16.11.2018 21:14:08 Запуск ТГК «Прогресс МС-10» Байконур Союз-ФГ Успешный
16 30.11.2018 05:28:00 Запуск КА Министерства обороны РФ Плесецк Рокот Успешный
17 03.12.2018 14:31:54 Запуск ТПК «Союз МС-11» Байконур Союз-ФГ Успешный
18 19.12.2018 19:37:14 Запуск КА «CSO» ГКЦ (Куру) Союз-2 Успешный
19 21.12.2018 Запуск КА Министерства обороны РФ Байконур Протон-М Успешный
20 27.12.2018 05:07:00 Запуск КА «Канопус-В» №5, №6 Восточный Союз-2 Успешный

107996, ГСП-6, г. Москва,

Телефон доверия:
для сообщений о нарушениях технологий изготовления продукции в организациях Госкорпорации «Роскосмос»

Вчера состоялись сразу два орбитальных запуска: днем (по московскому времени) российская ракета-носитель Союз-ФГ доставила на МКС транспортный пилотируемый корабль (ТПК) Союз МС-11 с тремя астронавтами, а вечером американская Falcon 9 вывела на орбиту 64 малых спутника. Последний полет особенно значим потому, что первая ступень использовалась повторно уже в третий раз, причем без капитального ремонта. Она не только успешно взлетела, но и благополучно села на морскую платформу.

Таким образом, многоразовые ракеты SpaceX стали многоразовыми не только теоретически (в том смысле, что они способны возвращаться на Землю), но и практически (в том смысле, что действительно используются по несколько раз). Причем ранее Илон Маск заявлял, что без капитального ремонта первая ступень нынешней модификации (Block 5) сможет делать до десяти запусков. С учетом того, что на первую ступень приходится основная часть стоимости всей ракеты, нетрудно догадаться как это скажется на стоимости орбитальных запусков. Причем кроме первой ступени, SpaceX планирует повторно использовать створки головного обтекателя — они хоть и промахнулись мимо сетки, растянутой на другой морской платформе, но тем не менее благополучно приводнились на парашютах и были подобраны.

Поскольку 2018 год близится к завершению, можно подвести предварительные итоги гонки, которая развернулась в космосе между США частной компанией SpaceX и Россией. Вчера они выполнили свои 18-й и 12-й запуски в году соответственно, причем если все полеты SpaceX были успешными, то предыдущая отправка ТПК к МКС завершилась неудачно. До конца года SpaceX и Роскосмос планировали еще по три запуска, таким образом по итогам 2018 счет может составить 21:15 в пользу SpaceX. Причем в эту статистику я не включил испытательный запуск Falcon Heavy, значение которого трудно переоценить — на сегодня это самая тяжелая ракета-носитель в мире.

Таким образом, Роскосмос своему заокеанскому сопернику проигрывает, и проигрывает безнадежно. Такая тенденция наметилась еще в прошлом году, когда счет составил 18:17, с небольшим перевесом в пользу SpaceX. Важно отметить, что в 2017 Роскосмос осуществил 17 запусков из 25 запланированных, а в 2018 похоже выполнит 15 из более чем 30. Именно такую цифру в годовщину исторического полета Юрия Гагарина озвучил глава Роскосмоса Игорь Комаров в эфире «России 24»: «В этом году мы планируем увеличение запусков — более 30«.

Неудачи за прошлый год (фактическую долю экспорта российской ракетно-космической техники в общем мировом объеме 8.5%, вместо плановых 24.5%) руководство госкорпорации объясняет так:

в сегменте космических аппаратов – препятствование оснащению российских КА высококачественной импортной аппаратурой, обусловленное санкционной политикой западных государств, а также падение курса рубля по отношению к мировым валютам;

в сегменте средств выведения – выход частных фирм США при содействии государства на мировой рынок пусковых услуг с демпинговыми ценами космических запусков (в частности фирмы SpaceX с семейством РН Falcon).

Было бы интересно сравнить между собой финансовые показатели Роскосмос и SpaceX, но будучи частной закрытой компанией, последняя такие сведения не раскрывает. Что касается Роскосмоса, то согласно отчету за 2017 год он потратил бюджетных ассигнований на ₽219.4 млрд ($3.3 млрд), заработав при этом ₽56.4 млрд. Соответственно чистый убыток госкорпорации составил ₽163 млрд.

Для сравнения бюджет NASA составляет $19.8 млрд, включая $10 млрд на исследования и разработки, а также $8.2 млрд — на операционную деятельность. Любопытно, что в сегодняшнем интервью РИА Новости руководитель пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко заявил следующее:

Кому-то вовне и внутри страны очень не хочется, чтобы Россия вернула себе лидерские позиции в космосе. Планомерно пытаются сложить образ Роскосмоса как самого большого должника и отрасли, «пожирающей федеральные деньги». Цель — лишить нас поддержки при формировании бюджета отрасли, который сегодня и так почти в 20 раз уступает бюджету НАСА.

Дело в том, что летом глава Счётной палаты Алексей Кудрин сообщил о выявленных в Роскосмосе нарушениях на ₽760 млрд, а в конце прошлого месяца высказался еще более категорично:

Большие проблемы у нас с Роскосмосом. Там есть просто нерациональные траты, нарушения дисциплины всевозможные. Неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены, очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами. Ну а кроме того, несколько миллиардов утрачено — то есть, по сути, своровано.

В сегодняшнем интервью руководитель пресс-службы Роскосмоса объяснил упомянутые Кудриным нарушения на сотни миллиардов рублей неправильно оформленной бумажной отчетностью — тем, что не были вовремя зарегистрированы результаты интеллектуальной деятельности.

Читайте также:  Приложения с эффектами для видео на айфон

Судя по приведенным выше официальным данным NASA и Роскосмоса, их бюджеты за 2017 составляют соответственно $19.8 млрд и $3.3 млрд, следовательно разница в финансировании этих двух ведомств является 6-кратной. На чем основывается заявление Устименко о почти 20-кратной разнице непонятно — возможно речь идет о Федеральной космической программе, бюджет которой в 2017 составил ₽92.5 млрд ($1.4 млрд, 14-кратная разница с бюджетом NASA). Но на мой взгляд такое сравнение не вполне корректно, поскольку Роскосмос реализует несколько федеральных программ (ФКП-2025, ГЛОНАСС, Космодромы-2025) — и так же несколько программ реализует NASA.

В СМИ до сих пор остается открытым вопрос о финансировании NASA компании SpaceX — на это сделан намек и в отчете Роскосмоса (при содействии государства ©). С моей точки зрения в этом есть доля лукавства, поскольку финансированием можно назвать контракт на запуск, например, военных или научно-исследовательских спутников. В отчете самой NASA упоминается заключенный со SpaceX в 2008 году контракт на сумму $1.6 млрд. Он был подписан после того, как стартап Илона Маска при помощи своей первой ракеты, Falcon 1, успешно вывел груз на орбиту. SpaceX доказала свою состоятельность, и NASA, вероятно, частично профинансировала создание Falcon 9 под будущую доставку своих грузов на околоземную орбиту. Это едва ли можно назвать содействием государства (хотя само по себе государственное содействие перспективным стартапам можно только приветствовать) — речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, в результате которого NASA получила гораздо более дешевые запуски. Как уже рассказывал Gadgets News, приблизительная цена доставки 1 кг полезного груза на геопереходную орбиту у Falcon 9 составляет $11.3-11.4 тыс — всего на 15% дороже российского Протона-М ($9.8 тыс) и намного дешевле других американских аналогов, Atlas V ($25.8 тыс) и Delta IV Heavy ($24.6 тыс).

Демпингует ли SpaceX? Названная выше цена за килограмм полезного груза соответствует как одноразовому, так и многоразовому (с возвращением первой ступени) запуску. Многоразовый позволяет вывести на орбиту больше груза, поскольку в баки не заливается дополнительное топливо для возвращения первой ступени. В результате теряется первая ступень, и стоимость запуска возрастает (с $62 млн до $95 млн) — но при этом она распределяется на больший вес полезного груза (он увеличивается с 5.5 т до 8.3 т, для геопереходной орбиты). В обоих случаях у Falcon 9 получается цена в $11.3-11.4 тыс за килограмм выводимого на ГПО полезного груза.

В марте 2016 Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX, заявила, что повторное использование первой ступени позволит снизить цену на 30%, с $60 млн до $40 млн (соответственно цена на доставку 1 кг на ГПО составит около $7.3 тыс).

В свою очередь согласно цифрам, которые в феврале 2018 озвучил сам Илон Маск, в случае использования FH с сохранением всех трех ускорителей (бустеров) первой ступени цена доставки на ГПО 1 кг полезного груза составит $11.3 тыс (как у Falcon 9), с потерей всех трех ускорителей — $5.6 тыс., с потерей только центрального ускорителя — $4 тыс.

Таким образом, у SpaceX довольно гибкое ценообразование, свидетельствующее о значимости сохранения и тем более повторного использования первой ступени. Но это не исключает того, что во всех этих вариантах компания производит запуски себе в убыток — и в этом смысле занимается демпингом. Можно предположить, что она придерживается расписанного на годы вперед бизнес-плана, согласно которому нынешняя цена запуска рассчитана с учетом повторного использования первой ступени (и головного обтекателя) в будущем. Например, если фактическая себестоимость запуска сегодня — $100 млн, а благодаря 10-кратному использованию первой ступени в будущем составит $20 млн, то вполне разумно изначально продавать эти запуски за $60 млн или $40 млн — в расчете на то, что будущая прибыль перекроет нынешние убытки.

Но даже в этом случае то, что выглядит как демпинг сегодня, вовсе не является таковым в долгосрочной перспективе. Нечто подобное происходит с другой возглавляемой Илоном Маском компанией, Tesla — как рассказывал Gadgets News, производитель первого в истории массового электромобиля впервые получил крупную прибыль ($312 млн) только в 3 кв 2018 — до этого все последние годы он не вылезал из убытков (за 1 кв 2018 они составили $710 млн).

Ну а что потом? Если не брать во внимание самый масштабный, но долгосрочный проект SpaceX — создание и оправку на Марс сверхтяжелой ракета-носителя BFR, то в обозримом будущем состоится пилотируемый полет на МКС. До сих пор созданный SpaceX корабль Dragon выполнял только грузовые перевозки — кстати на сегодня это единственный в мире многоразовый (способный возвращаться на Землю) грузовой челнок. Людей на МКС пока доставляют только российские ракеты — в частности, как уже говорилось выше, вчерашний запуск Союз-ФГ отправил туда трех астронавтов. Но в следующем году SpaceX планирует осуществить сначала опытный, а потом и рабочий запуск Falcon 9 с новой, пилотируемой версией своего многоразового корабля, Dragon 2 (Crew Dragon). В случае очередного успеха SpaceX, монополия России на доставку людей на МКС будет подорвана, что еще больше увеличит отставание Роскосмоса от SpaceX. NASA вполне открыто провозглашает намерение избавиться от российской монополии и объявила о контракте с компанией Илона Маска на сумму $2.6 млрд, в рамках которого и ведется разработка Dragon 2. Кстати аналогичный контракт, но уже на сумму $4.2 млрд, был заключен с другой аэрокосмической компанией, Boeing (на создание космического корабля CST-100 Starliner).

Как бы то ни было, мы стали свидетелями истории поразительного успеха небольшого стартапа, проделавшего путь от первого (и закончившегося аварией) запуска Falcon-1 в 2006 до ведущего игрока на рынке орбитальных запусков, который по итогам 2018 заметно превзойдет нашу страну по их количеству.

Конечно, своими достижениями компания в немалой степени обязана более щедрому, по сравнению с Роскосмосом, бюджету NASA, которая выделяла SpaceX финансирование под разработку будущих ракет. Свою роль сыграло и везение — успешным стал лишь четвертый запуск Falcon 1, и по словам Илона Маска созданная им компания едва ли продолжила существование, если бы и четвертый запуск оказался неудачным. Да и самой Falcon 1 возможно никогда бы не было, если в 2002 году не сорвалась сделка по покупке в России баллистических ракет для отправки на Марс подопытных мышек… Консультант из NASA, сотрудничавший со SpaceX, отмечал две любопытные особенности этой компании: быстрое принятие решений и запуск проектов с относительной небольшой вероятностью успеха. С одной стороны это делает её гораздо более уязвимой, по сравнению с неповоротливыми и забюрократизированными гигантами вроде Boeing, Lockheed Martin или АО «РКЦ „Прогресс“, действующими по принципу «тише едешь — дальше будешь». А с другой именно такая рискованная стратегия, в случае везения, может обернуться большим успехом — что мы и видим на примере SpaceX.

Читайте также:  Как установить драйвера без интернета на виндовс

Но и конечно же не стоит недооценивать роль личности в истории — сочетание в одном человеке столь ярких инженерных и управленческих талантов, как это имеет место в случае с Илоном Маском, встречается довольно редко.

Но пожалуй куда большую роль в этой истории успеха сыграли два других фактора. Во-первых, это среда, которая в США к частному предпринимательству располагает куда в большей степени, чем в той же России. И это касается не только SpaceX — гаражные стартапы вроде Apple, Microsoft или Google едва ли смогли вырасти в богатейшие компании мира, если бы к ним в гаражи с регулярными проверками наведывались санэпидемстанция, противопожарная служба, налоговая инспекция… Если бы они подвергались рейдерским захватам, если бы у них «отжимали» бизнес сотрудники силовых структур.

А во-вторых надо отметить, что американские олигархи покупают не только дворцы, пентхаусы, яхты или футбольные клубы. Не будем забывать, что инвестируя в SpaceX и Tesla, Илон Маск рисковал всем своим состоянием — очевидно денежная сторона вопроса его интересовала несколько меньше, чем реализация своей мечты. Можно вспомнить пример и более осторожного подхода — Blue Origin Джеффа Безоса. Состояние основателя Amazon оценивается в $145 млрд, из которых он ежегодно выделяет на финансирование космического стартапа по миллиарду долларов. Знаете ли вы хотя бы одного российского олигарха с подобными увлечениями? А ведь их общее состояние перевалило за $480 млрд (если брать предпринимателей с капиталом не менее полумиллиарда долларов).

Конечно, было бы несправедливо упрекнуть всех олигархов в том, что они озабочены исключительно жаждой наживы, тем более что по мере относительного удовлетворения этой жажды у некоторых людей появляются более возвышенные запросы. Одни из них занимаются благотворительностью, другие финансируют перспективные наукоемкие стартапы. В конце концов, снижение стоимости орбитальных полетов, не говоря уже о колонизации Марса, явно не относится к числу самых актуальных проблем человечества. Да и состояние, о котором идет речь, по большей части представлено акциями компаний, которыми владеют эти предприниматели — в яхты с футбольными клубами там вложено относительно немного. Но это не отменяет тот факт, что в российском большом бизнесе особого интереса к космосу никто не питает. Это также стало одной из причин отсутствия в нашей стране частных компаний, способных бросить вызов как Роскосмосу, так и его заокеанскому сопернику.

В октябре поздно вечером с удалённой и пустынной стартовой площадки в пустыне Гоби, в космос отправилось Будущее. Это был маленький спутник, созданный для научного шоу Центрального телевидения Китая. По возможностям он едва ли сильно превосходил самый первый китайский спутник, запущенный с того же места, космодрома Цзюцюань, в 1970 году. И всё же октябрьский запуск был историческим: это была первая частная китайская ракета, достигшая околоземной орбиты. Твёрдотопливная ракета Zhuque-1, доставлявшая Будущее на орбиту, имела три ступени. Отделение первой ступени прошло гладко. Так же, как и второй. Через несколько минут третья ступень вышла из строя. Будущее было потеряно.

Запуск ракеты Long March 2D с китайским разведывательным спутником в 2008 году.

Космические запуски — сложная задача, а выход из строя новых ракет — весьма распространённое явление. Например, первые три запуска компании SpaceX провалились: как рассказывал её основатель и руководитель Илон Маск (Elon Musk), четвёртый запуск прошёл успешно как раз перед тем, как закончились деньги. SpaceX изменила лицо аэрокосмической промышленности США и взгляд на космическую индустрию в целом. После десятилетий господства старых компаний, SpaceX стала наиболее заметным представителем нового поколения частных фирм, которые, резко снижая затраты на запуск, стремятся осуществить революцию в освоении космоса.

По тому же пути идёт и Китай. Landspace, которая построила Zhuque-1, — не единственная частная космическая фирма в Китае. Например, OneSpace тоже запланировала вывод груза на орбиту Земли в декабре этого года, а планы третьей компании iSpace отложены пока на 2019 год. Независимо от того, какая из «Space» выиграет гонку, очевидны две вещи. Начинающие фирмы, финансируемые из частных источников, меняют космическую отрасль Китая. И даже без их помощи Китай готов стать одной из ведущих, если не первой космической державой в мире.

В то время как американские и российские космические программы страдают от неопределённости с бюджетами, Китай расширяет свои усилия на всех фронтах: спутники связи и разведки; сеть спутников навигации и позиционирования для конкуренции с GPS и ГЛОНАСС; программа полёта человека в космос; амбициозные проекты в области космической науки и робототехники. Для всего этого разрабатывается целый парк новых ракет с расширенными возможностями.

В 2018 году Китай впервые осуществит больше запусков, чем любая другая страна в мире. По состоянию на середину декабря Китай сделал 35 успешных пусков против 30 у США и 14 у России. 7 декабря ракета с космодрома Сичан (почти в тысяче миль к юго-востоку от Цзюцюаня) отправила в космос роботизированный луноход Chang’e 4. В январе он попытается приземлиться на противоположной стороне Луны. Если это удастся, это будет первый космический корабль, который осуществит такую задачу: космическая программа Китая достигает зрелости.

Читайте также:  Как обновить страницу яндекса

Орбитaльные запуски по странам, 2000–2018 годы

В 2014 году правительство Китая решило разрешить частные инвестиции в космическую отрасль. Компания Landspace началась с нескольких десятков человек, а в настоящее время на заводе в Хучжоу и сборочно-испытательных предприятиях в городе Сиань работают более 200 человек. Компания планирует развиваться постепенно, начиная с наноспутников весом от 1 до 10 кг, а затем переходить к более крупным грузам и, в конечном счёте, к полёту человека в космос.

У Landspace уже есть контракт с датской фирмой на запуск серии наноспутников для наблюдения за Землёй и связи на экваториальной орбите. Иностранные контракты важны не только потому, что приносят деньги, — они также демонстрируют уверенность внешних сторон в перспективах частных космических компаний Китая.

В сентябре 2018 года iSpace запустил три наноспутника во время короткого суборбитального полёта, став первым китайским космическим стартапом, который успешно вывел груз за пределы атмосферы Земли. Другая компания, LinkSpace, планирует представить в 2020 году рабочие ракеты с вертикальным взлётом и посадкой. Лидерами в китайской частной космической отрасли являются такие компании, как Landspace, OneSpace, iSpace, LinkSpace и ExPace. Эти стартапы работают рука об руку с рядом новых частных китайских компаний, которые сосредоточены на том, чтобы делать что-то в космосе, а не на том, чтобы доставлять туда грузы. Spacety и Commsat, в частности, планируют создать крупные группировки небольших спутников для получения изображений и связи.

Однако для исследования космоса человеком требуются ракеты большой грузоподъёмности, способные запускать модули космической станции или отправлять людей на Луну и Марс. Тяжёлые ракеты нужны и для того, чтобы вывести большие спутники связи на геостационарную орбиту, где они могут зависать над определённым участком Земли (Геостационарная орбита находится примерно в 100 раз дальше, чем околоземная орбита, и для доставки на неё грузов требуется гораздо больше энергии). И такие ракеты нужны для миссий, предусматривающих возврат образцов с Луны или Марса на Землю. В отличие от SpaceX, ни один из новых китайских космических стартапов не разрабатывает такие ракеты. Но Китай занимается и этим вопросом.

Грузоподъёмность тяжёлых ракет США и Китая по доставке грузов на околоземную орбиту

Созданная в Китае аэрокосмическая отрасль представляет собой настоящую смесь государственных предприятий, являющихся наследием учреждений и бюро ещё времён Мао. Крупнейшая из них — Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) по размеру примерно равна Boeing, в ней работает более 140 тысяч человек. Дочернее предприятие под названием Исследовательский институт ракетной техники Китайского объединения космических технологий (CALT) создало Long March 5 — первую в Китае тяжёлую ракету-носитель. CALT также работает над ракетой сверхтяжёлого класса, которая после завершения работ через несколько лет может стать самой мощной из когда-либо созданных.

Первый полет Long March 5 в ноябре 2016 года прошёл успешно. Но ракетостроение имеет свои подводные камни, а более тяжёлые ракеты — это не просто вопрос масштабирования: сложность быстро возрастает. Этот первый полет откладывался годами, пока инженеры пытались преодолеть неполадки в криогенных двигателях. Через шесть минут второго полёта, в июле 2017 года, вышел из строя турбонасос, и ракета упала в море.

Ряд амбициозных планов Китая пришлось отложить до тех пор, пока Long March 5 снова не начнёт летать. Если всё пойдёт по плану, следующий запуск в январе 2019 года выведет большой спутник на геостационарную орбиту. Затем в конце 2019 года, Long March 5 отправит аппарат Chang’e 5 на Луну и обратно. Это будет первая миссия по возврату образцов с тех пор, как советская Луна-24 доставила 170 граммов лунного грунта обратно на Землю в 1976 году.

Следующим шагом Китая станет большая космическая станция с постоянным экипажем. Запуск основного модуля станции с помощью Long March 5 запланирован на 2020 год, что станет первым шагом на пути к полноценному развёртыванию станции в 2022 году. Даже после завершения строительства космическая станция Китая будет по размеру составлять лишь пятую часть современной Международной космической станции (МКС). Но она будет целиком китайской, а будущее МКС, ставшей результатом американо-российского сотрудничества (при некоторой помощи со стороны других стран) находится под вопросом.

Китай также разрабатывает космический телескоп, который будет иметь то же разрешение, что и «Хаббл», но с полем зрения в 300 раз больше. Телескоп будет размещён на орбите рядом с космической станцией, чтобы китайские астронавты могли быстро обслуживать прибор в случае возникновения проблем. CALT извлекла уроки из ошибок NASA, которой понадобилось более трёх лет, чтобы починить зеркало своего телескопа.

Если CALT решит основные проблемы, Long March 5 изменит космические возможности Китая. При этом уже разрабатывается преемник в виде ракеты Long March 9, первый полет которой запланирован на 2028 год, — она сможет выводить на орбиту 140 тонн, в пять раз больше, чем Long March 5. По мощности она будет сравнима с Saturn V — по-прежнему самой мощной ракетой-носителем из когда-либо созданных — и намного превосходить самую амбициозную версию NASA SLS (Space Launch System), которая также будет выпущена в 2028 году (в лучшем случае). С помощью Long March 9 планируется высадка человека на Луну и осуществление миссии по возврату образцов грунта с Марса.

SLS и Long March 9 могут быть отложены из-за технических неудач. Разница в том, что планы NASA меняются с каждыми новыми выборами, вместе с изменениями в поддержке со стороны Конгресса США, а CALT пользуется постоянной благосклонностью со стороны правительства Китая. Отношения между США и Китаем ухудшились при президенте США Дональде Трампе (Donald Trump). Но развитие космических технологий Китая вызовет ещё более сильную международную напряжённость независимо от того, кто у власти в той или другой стране. Развитие ракетной техники создаёт не только новые возможности по мониторингу окружающей среды, спутникам связи и исследованию космоса, но даёт новые возможности военной разведке и войскам, в том числе по доставке ядерных зарядов.

Ссылка на основную публикацию
Сообщение на тему жесткий диск по информатике
Информатика Основным устройством хранения информации в компьютерной системе является жесткий диск. Большой объем и энергонезависимость сделали его наиболее пригодным для...
Слова содержащие приставку корень суффикс и окончание
Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. у бор к а у дивл ени...
Словарь для it специалистов
ykaneva 2018-04-09T16:54:33+00:00 September 13th, 2017 | Практика английского | 7 Comments 7 142,973 Сегодня день программиста. По этому поводу в...
Сообщение о выигрыше айфона
Да, почти всегда это обман и развод на деньги. Те, кто проводит ВКонтакте, Инстаграме и других соцсетях «конкурсы», «розыгрыши айфонов»,...
Adblock detector