Современные президентские и парламентские республики

Современные президентские и парламентские республики

Форма правления − организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. В монархии источником власти является одно лицо, и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Наиболее распространенная в современном мире форма правления − республики. Источником власти в них является народ, высшие органы власти избираются гражданами. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Президентская республика

Президентская республика– одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Для президентской системы характерно:

· Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий;

· Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента;

· Президент формирует кабинет министров и администрацию;

· Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

В президентской республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства – президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая.

В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним. В президентской республике существует жесткое разделение властей и их значительная самостоятельность.

Недостаток президентской системы – дуалистическая легитимность президента и парламента. Кроме того в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти

Парламентская республика

Парламентская республика –разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламентская система характеризуется следующими чертами:

· Единственным демократически легитимным институтом является парламент: если же предусматривается прямое избрание Президента народом, то Президент не может конкурировать с главой правительства в сфере власти;

· Правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;

· Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

· Правительство зависит от доверия со стороны парламента или, по крайней мере, от его лояльности.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер.

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Главный признак парламентарной республики политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Главная особенность парламентской республики образование правительства победившими на выборах в парламент партия­ми. Руководитель правительства (премьер-министр или канцлер) официально не является главой государства, но реально является первым лицом в политической иерархии. Роль президента обычно ограничивается представительскими функциями.

Смешанная республика

Смешанная республика– разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинства как той, так и другой из рассмотренных выше основных форм. Наглядным примером такой формы правления могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше.

Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Для смешанной системы, характерно следующее:

· Президент и парламент – как в президентской системе – избираются прямым голосованием (дуалистическая легитимность);

· Исполнительная власть включает в себя два института: избираемый на основе прямых всенародных выборов Президент, как в президентской системе, и зависимое от парламента правительство, как в парламентской системе;

· Президент, как в любой президентской системе с исполнительной и законодательной властью, имеет ограниченное влияние на формирование правительства.

Полупрезидентская, или смешанная система, сочетает в себе признаки президентской и парламентской республик. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.

25.Коммуникативные и поведенческие теории власти. (Двугрошев)

Коммуникативный подход в первую очередь понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества

Читайте также:  Вип гдз личный кабинет

Этот ряд теорий основан на интерпретации власти как многократно опосредованного и иерархизированного механизма взаимодействуем людей. Закрепление созданных людьми «неформальных ограничении (нормы поведения, обычаи, добровольные поведенческие стереотипы)», «которые структурируют человеческую деятельность в рамках политической системы, происходит в виде «формальных ограничений»

(правила, правовые акты, конституции), и санкций, принуждающих к их исполнению». Однако способность обеспечить послушание при этом должна являться обобщенной функцией,.В силу того что власть это структурное качество человеческих отношений, важную роль играют психологические, субъективные элементы. Так, если мы верим, что некто и власть, то он ее имеет в силу нашей веры. Наша вера в то, что он име ет власть, помогает ему реализовывать и осуществлять свои планы и делания. И наоборот, уграта веры может вести к резкому и скорому распаду власти.

В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

Яркими представителями этих концепций являются Х.Арендт, Н. Луман, К. Дойч, Ю. Хабермас (людьми, исповедующими эти концепции).

(Далее билет, который уже был) По-моему он неплохо сделан

Онтологическая концепция власти Ханы Арендт.

В современном цивилизованном обществе власть не только не совместима с насилием, но выступает непосредственно атрибутом всеобщего согласия. Власть не насилие, а согласие людей. Результат прямого взаимодействия и согласия людей. Политика базируется на убеждении. Люди творят власть совместно, сообща, в согласии друг с другом. Власть исчезает как только исчезает единство.

Н.Луман. Наибольшее значение имеют черты власти, обеспечивающие возможности социального общения. Власть истолковывается им как символическое средство социальной коммуникации, предоставляющее ее обладателям дополнительные преимущества перед своими партнерами, в частности, при выборе наиболее оптимального способа социального действия. Власть, которой обладает один из участников социального взаимодействия ограничивает либо совсем исключает возможность выбора правил игры у другого или других участников такого взаимодействия. В соответствии с концепцией Лумана, роль власти идентична роли таких средств социальной коммуникации, как например, естественные или искусственные языки, деньги. Власть рассматривается не только как отношения господства и подчинения, но и в более широком аспекте коммуникации и общения, где отношения господства и подчинения являются лишь частным случаем. Власть символическое генерализирующее средство коммуникации общества. Власть – средство коммуникации, которое дает субъектам, обладающим информацией дополнительное преимущество при выборе оптимальных решений. Власть – ядро политической системы, которая сплачивается благодаря коммуникации.

Карл Дойч. Власть одно из платежных средств политики. Срабатывает там, где не действует согласие. Власть – средство коммуникации между людьми, группами. Непосредственная лицом к лицу и опосредованная массовая коммуникации. Передача информации внутри политической системы происходит в символах, образцах.

К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической̆ системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный̆ контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринуждённой̆ обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные юга электронные, роль которых в постиндустриальном обществе посто

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики:

внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США)

внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун, Кот-д Ивуар). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинской Америки и Африки.

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мересаморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.).

Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

Читайте также:  Вылетела розетка как вставить обратно

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу государства, имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика смешанной республиканской формы правления:

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик:

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958года), Португалия, Финляндия, Польша, Литва, Румыния, Словакия,Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Украина, Киргизия.

Российская Федерация как смешанная республика:

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Д. В. Заяц ,
канд. географических наук

Формы правления

РЕСПУБЛИКИ

Республиканской называют форму правления, при которой глава государства избирается населением, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок.

Республики могут быть парламентскими и президентскими. Это не значит, что в первых нет президента, а во вторых — парламента. Все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) существуют во всех республиканских государствах. Различие между двумя типами состоит в перераспределении властных полномочий.

Президентские республики

Хрестоматийный пример президентской республики — США. В этой стране даже нет поста премьер-министра, главой правительства является президент. Президентские республики особенно широко распространены в Третьем мире: в Африке, Америке, Океании, там, где сильная президентская власть необходима для того, чтобы удержать молодые и экономически слабые государства от распада. Президентскими республиками также являются Россия, Франция, большинство стран СНГ. Да и недавно удостоившиеся признания со стороны России абхазское и юго-осетинское государства — это тоже президентские республики.

Читайте также:  Как зайти в еис в личный кабинет

Парламентские республики

В парламентских республиках бóльшими полномочиями обладает парламент, в президентских — президент. Парламентские республики расположены в основном в Европе, где сильны традиции парламентаризма. В Азии это, как правило, страны испытавшие сильное влияние европейской системы устройства государства: Израиль, Турция, Индия, Бангладеш. В парламентских республиках часто бóльшую роль играет не глава государства, а глава правительства. В мире более известны главы правительств Германии, Италии и Израиля, нежели президенты этих стран.

Социалистические республики

В настоящее время наиболее распространены в Восточной Азии: Китайская Народная Республика, Корейская Народно-демократическая Республика, Социалистическая Республика Вьетнам и Лаосская Народно-Демократическая Республика. За пределами этого ареала только Куба. Конституции этих стран закрепляют ведущую роль в государственном управлении коммунистической партии.

Исламская республика

одна. Это Иран. Главой государства в ней является религиозный лидер страны, называемый «рахбаром» — Высшим руководителем. Он определяет общее направление развития страны, внешнюю и внутреннюю политику, назначает глав силовых ведомств. Президент, согласно Конституции Ирана, — глава исполнительной власти и второе после Высшего руководителя лицо в Иране. Президент назначает кабинет министров и руководит его работой.

Джамахирия

Термин «джамахирия» предложен ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Он образован путем замены в корне арабского слова «джумхурия» (республика) единственного числа «джумхур» (народ) на множественное число «джамахир» (народные массы). Считается, что высшая власть в Ливийской Джамахирии принадлежит народу страны. Но зарубежные наблюдатели убеждены в том, что джамахирия — имитация народовластия, а на деле в Ливии установлен тоталитарный режим во главе с Каддафи (официально не занимающим никакого государственного поста).

МОНАРХИИ

Монархия — форма правления, при которой главой государства является монарх — пожизненный правитель, передающий свою власть по наследству. В прежние исторические эпохи монархических государств на политической карте мира было большинство. Ныне же монархий всего 29. Монархии бывают конституционными и абсолютными.

Конституционные монархии

В них власть монарха ограничена конституцией. Таковы все монархии Европы (кроме Ватикана), Африки, Океании, а также часть монархий Азии (Япония, Таиланд, Иордания и др.).

Абсолютные монархии

В них глава государства является носителем почти никем не ограниченной власти. Такой строй — в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Брунее.

Теократические монархии

В них монарх обладает всей полнотой не только светской, но и религиозной власти. Наиболее выраженный пример — Ватикан, где высшим авторитетом и в духовных, и в светских делах является Папа Римский. Некоторые исследователи относят к теократическим монархиям Саудовскую Аравию, Бруней и даже. Великобританию (ведь номинальный глава государства — королева числится еще и главой Англиканской церкви *).

В некоторых монархиях главы государств не наследуют свой трон, а избираются. В Ватикане Папа Римский избирается на конклаве кардиналов Римско-католической церкви. В Объединенных Арабских Эмиратах главу государства (он называется президентом) избирают на пожизненный срок из своего числа наследные правители семи входящих в страну эмиратов. Похоже проходят выборы монарха в Малайзии. Верховного правителя страны на пятилетний срок избирают из своего числа султаны 9 штатов.

Некоторые современные президентские республики по форме передачи власти смахивают на монархии тем, что глава государства передает в ней власть своему родственнику. В числе таких стран можно назвать КНДР, Сирию, Азербайджан, Кубу, Аргентину, Пакистан, Шри-Ланку, Индию. Да и «самая демократичная в мире» страна США не лишена семейственности в наследовании высших должностных постов. В новейшей истории известны отец и сын Буши, действующая глава государственного департамента США приходится супругой одному из экс-президентов.

Государства в составе Содружества

Это переходная форма между республиканской и монархической формами правления в некоторых бывших колониях Великобритании, входящих в возглавляемое ею Содружество. Это те члены Содружества, главой государства в которых считается британский монарх. Британскую королеву в этих странах представляют генерал-губернаторы. Но реальной власти у наместников монарха нет, фактическими лидерами стран являются премьер-министры. В мире 15 «государств в составе Содружества». В каждом из них Елизавета II считается собственным монархом и имеет соответствующий титул. Например, в Барбадосе он звучит как «Ее Величество королева Елизавета II, королева Барбадоса». Символика этих государств обычно указывает на их особые политические отношения с Великобританией.

Изображение Елизаветы II на монете номиналом 5 австралийских долларов. Британский монарх удовлетворенно взирает с серебряного диска, ведь Елизавета носит титул и королевы Австралии.

Формы административно-территориального устройства

Известны две формы административно-территориального устройства стран — унитарная и федеративная.

УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Унитарные Государства (от латинского слова unitas — единство) делятся на единицы АТД, не имеющие статуса государственных образований. Подавляющее большинство государств мира — унитарные.

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Федеративным государством, или федерацией (от латинского foederatio — объединение, союз) называется страна, территориальные единицы которой обладают широкой самостоятельностью. Они, как правило, имеют свои органы государственной власти (парламент, правительство, судебную систему) и законодательство. При этом, однако, они не имеют некоторых полномочий, которыми обладает только вся федерация в целом.

В некоторых унитарных государствах имеются части, пользующиеся широкой автономией. Например, на Украине таким статусом обладает Крым, в Дании — Фарерские острова, в Финляндии — Аландские острова, в Танзании — Занзибар. Однако это не дает оснований считать данные государства федерациями, ведь самоуправление регионов в них не правило, а исключение.

В мире выделяют более 20 федераций. Это, как правило, крупные государства. Они суммарно занимают 45% территории суши и концентрируют 40% мирового населения.

Современные федерации можно разделить на четыре типа. Союзные федерации (Германия, Швейцария, Австрия, Малайзия, ОАЭ) формировались из политически самостоятельных образований: королевств, княжеств, эмиратов, султанатов. Большинство союзных федераций отличаются однонациональным составом населения.

Второй тип — этнические федерации (Бельгия, Россия, Индия, Эфиопия и др.). В этих государствах границы федеративных единиц более или менее совпадают с рубежами этнических ареалов. Федерации этого типа в наибольшей степени подвержены межнациональным конфликтам.

Переселенческие федерации расположены в Новом Свете (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Австралия). В федерации объединены территории, которые первоначально оформлялись как отдельные колониальные владения. Границы между ними часто проведены по линейке или по астрономическим линиям. Почти во всех федерациях этого типа столица выделена
в особый столичный округ.

Островные федерации (Сент-Китс и Невис, Коморы, Федеративные Штаты Микронезии). Они расположены на островах, характеризуются небольшими размерами территории и молодостью государства.

* Теократия может присутствовать и в немонархических странах — Иран (см. выше). Некоторые исследователи называют теократической республикой Израиль.

Ссылка на основную публикацию
Слова содержащие приставку корень суффикс и окончание
Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. у бор к а у дивл ени...
Системная плата ecs mcp61m m3
Средняя цена по России, руб: 3 877 Общие характеристики Производитель Фирма, которая произвела данную материнскую плату. ECS Форм-фактор Форм-фактор –...
Системное администрирование windows 10
Наверняка вы уже слышали, что сегодня официально выходит Windows 10 Creators Update. В этой статье мы решили быть на шаг...
Словарь для it специалистов
ykaneva 2018-04-09T16:54:33+00:00 September 13th, 2017 | Практика английского | 7 Comments 7 142,973 Сегодня день программиста. По этому поводу в...
Adblock detector