Советские наушники тдс 3

Советские наушники тдс 3

Это первый опыт по написанию статьи для datagor.ru. Возможно, весь текст очень похож на обьяснение очевидных вещей. Но так уж вышло, что за последние несколько лет я ничего серьёзного не затевал, а описание прошлых изделий, в связи с их доработкой, только готовится.

Может быть кому-то знакома ситуация, когда на дворе ночь, все спят, а душа просит музыки. Или кино про войну посмотреть, или в стрелялку поиграть. А наушники приобрести заранее не позаботился.
И тут вспоминаешь о том, что лежат где-то в кладовке какие-то старые советские «уши», отправленные туда на покой, потому что давно уже у них со звуком что-то не так было.

У меня, например, вот такие:

Содержание / Contents

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.


Спасибо за внимание!
Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»

↑ Суть проблемы

В общем удобные во всех отношениях наушники, если бы не одна ложка дёгтя. Через какое-то время после покупки (у кого меньше, у кого больше, раз на раз не приходится) начинались чудеса. Периодически пропадал звук, то в одном, то в другом канале. Причём если выдернуть а потом вставить штекер, звук на некоторое время восстанавливался. Можно было добиться восстановления звука нажав на соответствующее ухо или даже качнув головой.

Если кто додумывался, как их разобрать, то как правило обнаруживал вполне нормальную с виду пайку. Иногда находился оторванный провод в штекере, но о нём ниже. Да и его перепайка не избавляла от проблемы.
Поэтому обычно начинали грешить на динамики и девайс отправлялся в ту самую кладовку. Или выбрасывался. Альтернативный вариант — отдать детям, играть в лётчиков.

↑ Головоломка с разборкой

А проблема в большинстве случаев решается просто. Лет несколько назад были восстановлены точно такие же "уши". А недавно раздобыл ещё одни, и с теми же проблемами. Так что пришлось повторять весь путь сначала.

Для начала отцепляем каждое ухо от крепления на дужке:

И вытаскиваем вот эти детали поддев ножом, отвёрткой или ещё чем:

После этого "ухо" спокойно разбирается на две части:

После этого можно отпаять входной кабель и внимательно посмотреть на его концы.
Вот конец к которому припаивается штекер:

↑ Меняем необыкновенные провода

Три жилы. Каждая состоит из нескольких медных волосков намотанных на шёлковые нити, для повышения гибкости, видимо.
Такой провод широко использовался в старых телефонах, как в качестве вводного, так и для соединения трубки с аппаратом. И частенько становился источником проблем вроде хрипа, пропадания звука и т.д. Когда работал монтёром в отделении связи, причина нескольких вызовов была именно эта.

Главный недостаток таких проводов — они поддаются пайке только теоретически. То есть вполне нормально лудятся-паяются, а потом отрываются от места пайки силой собственного "напряжения изгиба". Так и происходит в штекерах наушников хотя в советских СШ-5 конец кабеля и фиксируется.
Борются с этим как правило так, как сделано на этом же кабеле со стороны "ушей"

Такими вот обжимными контактами. Сначала всё нормально, а потом изоляция проседает и контакт нарушается. Можно конечно по новой обжать, или если жать дальше некуда, зачистить конец провода по новой и снова обжать и так до бесконечности. В телефонах (чужих) как правило так и делалось. А в своём этот кабель давно заменил на более другой (с), навсегда избавив себя от проблемы.

Поэтому в наушниках решил сделать то же самое. Трёхжильного кабеля подходящей длины и толщины под рукой не нашлось. Зато нашёлся китайский аудиокабель для подключения "дивидюшника" к телевизору, с оторванными "тюльпанами". Как правило со своей прямой задачей, защитой слаботочного сигнала от наводок, такой кабель справляется из рук вон плохо. А вот для выходного сигнала — почему бы не попробовать. На фото разобранного "уха" выше, уже показан результат этой замены, которая была сделана раньше.

↑ Разбираем дальше

И начинается разборка креплений на дужке:

В старых "Тэдээсах" резьба одного болта или гайки была сорванной от рождения. Поэтому пришлось извращаться с заменой на "тройку". Врагу не пожелаю.
В результате получаем "голую" дужку с торчащими по краям концами кабеля. Тянем за один из концов и вытаскиваем его на свет божий:

Теперь есть два пути. Первый — просунуть в освободившийся "тоннель" кусок упомянутого выше китайского аудиокабеля. Почему-то не захотелось. Поэтому выбрал "план Б". Разобрал старый кабель на составляющие — ПХВ трубку и провода.

А потом зарядил трубку двумя подходящими кусками обычного монтажного провода. И вернул получившийся кабель на место. За время существования радиолюбительства придумано много способов продевания "верблюдов через игольные ушки". Поэтому воздержусь от подробного описания процесса а покажу результат:

↑ Итого

А после сборки получаем хорошие рабочие наушники. По крайней мере по соотношению цена-качество. Да, это раньше их покупка пробивала дыру в бюджете сравнимую с неделей шикарной жизни для бедного студента. Ну или двумя неделями жизни в обычном режиме (как-никак полстипендии).
А теперь такие можно и забесплатно при удаче добыть.

↑ Постскриптум со штеккером

Недорогие штекеры неизвестного происхождения могут некоторое время работать нормально, а потом, из-за ненадежности конструкции, начинается что-то подобное описанному в начале статьи. Разборка обычно показывает нарушение контакта между выводами и приклепанными контактными лепестками.

Читайте также:  Название динозавров юрского периода

Кстати, хороший вариант штекера на скорую руку получается, если срезать пластик с неразборного джека от убитых наушников какого нибудь плэйера. Получаем такую деталь, в которой отсутствуют механические соединения с контактными лепестками:

Можно припаивать провода и сформировать "корпус" термоусадочной трубкой или обмотав всё изолентой. Такой вариант без нареканий служил мне несколько лет, несмотря на страшный вид.

Провода, которыми комплектуется большинство нынешних ширпотребовских наушников хоть и отличаются по конструкции от описанных выше, но по качеству ничуть не лучше.
И проблемы те же встречаются.

Надеюсь, моя статья пригодится начинающим или навеет тёплые воспоминания корифеям.
Спасибо за внимание!

В современных наушниках есть все, что может потребоваться любителю качественного звука. Но нет одного — души. Многие аудиофилы согласятся, что теплый аналоговый звук намного лучше современной "цифры". Но ведь такой звук делает не только соответствующий усилитель, но и аутентичные наушники. Некоторые меломаны считают, что лучше советских наушников (да и вообще, аудиоаппаратуры) на свете ничего нет. Как ни странно, но таких людей довольно много. И все они до сих пор с удовольствием используют усилители "Вега" (или "Амфитон"), колонки "Радиотехника" и наушники ТДС-3. О последних, кстати, стоит рассказать отдельно. Ибо они символизируют собой целую эпоху. Начнем с общего описания модели и немного коснемся ее истории.

Общее описание наушников

Наушники ТДС-3 были впервые выпущены в 1984 году легендарным советским концерном "Электроника". На тот момент они были прорывом в области советской звуковой индустрии. И это не удивительно, так как технические характеристики (да и сам дизайн) были нагло скопированы у аналогичных головных телефонов производства Yamaha. В принципе, в СССР это было обычной практикой. И никто этого не скрывал. Тем не менее, ТДС-3 хорошо продавались (вероятно, из-за полного отсутствия альтернативы) и обладали неплохим звуком. Сегодня наушники такого плана выглядят не очень привлекательно. Но только не для тех, кто обожает винтаж. Стоит отметить, что ТДС-3 являются самым продаваемым лотом на современных отечественных барахолках. Аудиофилы верят, что смогут с их помощью добиться того самого, "легендарного" звука. Это возможно. Но только если использовать старый виниловый проигрыватель и изрядно поцарапанные пластинки. Однако мы увлеклись. Переходим к обзору винтажных наушников 1984 года.

Внешний вид и дизайн

Советские наушники ТДС-3 обладают выдающимся дизайном. По крайней мере, он был таким на момент их выпуска. Продолговатые чашки, толстый пластик, никаких намеков на открытую конструкцию. Амбушюры выполнены из мягкого и упругого материала, покрытого искусственной кожей (или чем-то похожим на нее). Цвет головных телефонов мог быть самым разным: от бледно-зеленого до красного. Были также и черные модели. Но больше всего было желтых. Держатель телефонов был выполнен из металла, но был покрыт искусственной кожей. Внутри этой самой кожи располагался полукруглый перфорированный материал, который придавал мягкость. Благодаря этому можно было долго носить наушники и не бояться, что будет болеть голова. А теперь можно переходить к техническим характеристикам наушников ТДС-3. Они довольно интересны, так как могут дать понятие о качественном звуке прошлого.

Основные технические характеристики

Советские наушники ТДС-3, характеристики которых мы сейчас рассматриваем, в свое время относились к аудиотехнике разряда Hi-Fi. А значит, должны были иметь приличные параметры. И это почти так. За одним небольшим исключением: в ТДС-3 оригинальной конструкции были установлены простые бумажные динамики, которые априори не могли создать качественный звук. Тем не менее как-то этим головным телефонам удавалось достойно звучать. Вероятно, все дело в характеристиках. Диапазон воспроизводимых частот составляет 20 — 20 000 Гц. Это превосходный результат. Далеко не все современные наушники могут таким похвастаться. Номинальное сопротивление составляет всего 8 Ом. Это говорит о том, что данные наушники может раскачать даже ноутбук. Без всякого усилителя. Правда, звук от встроенной видеокарты будет никакой. Номинальная мощность обоих динамиков — 1 мВт. Это нереально много для наушников. Таковы основные технические характеристики наушников ТДС-3. Теперь можно перейти к описанию качества звука.

Качество звука

Итак, перейдем к самому интересному — качеству звука, которое обеспечивают данные головные телефоны. Не сказать, чтобы все было шикарно. Бумажные динамики ожидаемо портят всю картину. При воспроизведении любых жанров музыки заметен острый недостаток низких и высоких частот. Хорошо выделяются только средние. Все это делает звук плоским и неживым. Единственное, что можно прослушивать при помощи этих наушников, — аудиокниги. Хотя и там они не осилят полную звуковую окраску голоса чтеца. В общем и целом, звук некачественный. Однако это только начало. После вскрытия наушников было замечено, что заводские провода (тонкие и крайне некачественные) почти полностью сгнили. Было принято решение заменить их на новые. Были установлены качественные современные провода. И тут наушники зазвучали! Появилась глубина, требуемый бас и отличные высокие частоты. Все, что требовалось, — поменять проводку. В общем, ТДС-3, характеристики которых были разобраны чуть выше, оказались не так просты и смогли-таки выдать качественный звук.

Положительные отзывы владельцев

Теперь рассмотрим комментарии владельцев наушников ТДС-3. Отзывы об этом устройстве довольно-таки противоречивы. Те, кто потратил некоторое время на их доработку и знает, как нужно обращаться с паяльником, вполне довольны данными головными телефонами. Они отмечают, что ТДС-3 по звуку даже обходят современные наушники среднего ценового сегмента. Правда, пришлось заменить провода и припаять хороший разъем Jack. Вот тогда наушники действительно зазвучали. В особенности с внешней звуковой картой при воспроизведении форматов FLAC, APE, WV и других из класса lossless. С этим утверждением легко согласиться, так как потенциал этих наушников уже известен. Они легко переигрывают большую часть современных китайских пищалок. И это факт неоспоримый. Однако далеко не все довольны таким раритетом. Есть и те, кого не устраивают данные головные телефоны.

Читайте также:  Игра динозавр рекс гугл

Отрицательные отзывы владельцев

Стерео-наушники ТДС-3 имеют почти такое же количество негативных отзывов, как и положительных. Они оставлены теми, кого не устроило качество звука, форма наушников и их цвет. Если с первым утверждением можно согласиться (и только в том случае, если не проводилось никаких процедур по их модифицированию), то остальные поводы для недовольства выглядят незначительно. Что касается комфорта, то ТДС-3 сидят лучше, чем львиная доля современных наушников. Даже при длительной носке нет никакого дискомфорта. Дизайн устройства не соответствует современным стандартам, однако стоит принять во внимание, что выпущены они были более 30 лет назад. Небольшие внешние недостатки с лихвой компенсируются великолепными техническими характеристиками, качественной сборкой и высокой эргономичностью стереонаушников.

Заключение

Итак, нами были рассмотрены винтажные наушники ТДС-3. Они были выпущены в далеком 1984 году, но до сих пор могут обеспечить качественный звук. Особенно, после соответствующей доработки. Во всяком случае, они на порядок выше по классу, чем подавляющее большинство современных аналогов. А это довольно о многом говорит.

В комментариях к прошлому материалу этого цикла пользователи подняли вопрос плагиата в советской аудиотехнике. Действительно, ввиду технологического отставания СССР в этой отрасли народного хозяйства было сложно без ориентации на «загнивающий» Запад и технологически развитый Восток. Периодически такие заимствования приобретали форму прямого копирования, с некоторыми изменениями, которые касались элементной базы и технологических нюансов.

Например, не было нужной полимерной плёнки — заменяли на ту, которая была, конденсаторы не подходили по емкости — подгоняли схему и т.п. В защиту советских инженеров можно сказать, что полный цикл разработки аналогичных устройств занял бы десятилетия, а гражданам СССР с определённого момента хотелось использовать действительно качественную аппаратуру, соответствующую требованиям времени. Быстро такую задачу мог решить только частичный или полный плагиат. Под катом рассказ о, пожалуй, самом точном клонировании в советской аудиотехнике.

Одним из ярких примеров такого заимствования стали изодинамические наушники «Электроника ТДС-5», которые выпускались саратовским радиотехническим заводом № 887(он же впоследствии ФГУП «НПП Контакт») с 1984-го года.

К слову, ныне предприятие живёт и почти здравствует под названием АО «НПП Контакт», выпускает вакуумные выключатели, NFC-чипы и стремится стать резидентом «Сколково». Несмотря на наличие к тому моменту родных изодинамических аналогов, разработчики ТДС -5 решили не мудрствовать лукаво и скопировать, пожалуй, самые известные наушники японской компании YAMAHA. Поэтому в данном случае под создателями ТДС-5 нужно подразумевать именно японских инженеров, которые смогли спроектировать действительно культовую модель, как для своего рынка в 70-х, так и для нашего в 80-х.

Проблема рынка

В середине семидесятых портативные наушники стали продукцией повышенного спроса не только в США и Европе, но и в Японии. До 1976-го года наиболее популярными излучателями для наушников были классические динамики. Ряд фирм, в числе которых STAX в Японии, KOSS в США и Sennheiser в Европе создавали также небольшими сериями экзотичные электростатические наушники для узкого аудиофильского рынка. Качество звука в динамических наушниках того периода оставляло желать лучшего, а верность воспроизведения электростатов была запредельно дорогой для подавляющего большинства потенциальных потребителей. Вакуум между динамическими бубнелками и финансово неподъёмными электростатами 70-х должна была занять ортодинамика.

Сам изодинамический принцип акустического излучения был хорошо изучен в 50-е годы и признан не слишком перспективным, ввиду отсутствия тогда подходящих материалов для мембран. Появление прочных и достаточно тонких полимерных плёнок в 60-е изменило взгляд на ортодинамические драйверы, однако, создание таких устройств было скорее экспериментальным нежели серийным.

Рынок не был избалован высоким качеством звука, и его запросы вполне удовлетворяли динамические излучатели. Узкий аудиофильский сегмент закрывали электростаты, но были дороги, несовершенны и требовали обязательного усиления, что усложняло эксплуатацию. Изо(орто)динамические наушники были ещё большей экзотикой, единичные попытки компаний создать удачные и популярные изодинамические наушники проваливались с треском в конце 60-х годов. Однако, инженеры YAMAHA решили осилить эту сложную задачу, и в 1972-м году было сформировано техническое задание на ортодинамические головные телефоны, будущие HP-1(YH-1).

Проблемы разработки и их решения

Главная проблема создателей этих наушников была не принципиально-теоретическая, а технологическая. В качестве материалов мембраны были испытаны сотни материалов. При разработке HP-1(YH-1) была впервые применена плёнка из полиэфира толщиной 12 мкм, которая уже использовалась при изготовлении магнитофонных компакт-кассет.

Материал обладал достаточной прочностью, а также легко выдерживал технологические нагрузки при печати металлического слоя, представлявшего собой электромагнитную катушку. Таким образом был найден «философский камень» изодинамики, позволявший сделать техпроцесс простым и сравнительно не затратным.

Вопрос узнаваемости продукта и его эргономического удобства был поручен известному в то время итальянскому промышленному дизайнеру Марио Беллини. Который был впечатлен характеристиками продукта, и, можно сказать, вложил душу в оголовье и узнаваемые черты ТДС-5 YH-1(HP-1). По заявлениям представителей продажной американской аудио прессы (в 70-е очень критично настроенной к японским продуктам), Беллини удалось создать лучшую эргономику для наушников, существовавшую в тот момент.

Ажиотаж на западе и триумф на японской родине

К 1976-му году были изготовлены первые серийные образцы. Старт продаж в Японии был предельно удачным, так использование изодинамического принципа позволило одновременно улучшить верность воспроизведения, уменьшить массу и габариты наушников, за счет чего существенно улучшалась эргономика. С появлением HP-1(YP-1), корпорация YAMAHA стала в один ряд с мировыми лидерами производства портативного аудио, такими как KOSS, Sennheiser, Beyerdynamic и SONY. Только эти наушники были удостоены упоминания как культовый продукт на официальном сайте компании.

Читайте также:  Обновить айос на айфоне 5 s

Осторожность европейских и американских меломанов в отношении японской новинки быстро сменилась ажиотажным спросом, что принесло YAMAHA AUDIO DIVISION очень впечатляющий доход. Однако, эти серьезные результаты в мире, где царствовали KOSS и Sennheiser, меркли по сравнению с популярностью продукта на японском рынке, где HP-1 стал настоящим хитом.

Вопреки расчетам маркетологов YAMAHA, модель стала популярной не только среди аудиофилов, но и завоевала массового пользователя. В связи с интересом рынка к устройству, оно получило развитие, уже к концу 1976-го года было создано эволюционное продолжение культового устройства с названием HP-2. Далее последовали собственные клоны от YAMAHA c незначительными изменениями под индексами HP-3, YH-1, YH-2, YH-3. Наиболее существенным отличием в их конструкции был уменьшенный диаметр эффективной площади мембраны, который у YH-3 составлял 46 мм, вместо целых 48 мм у HP-1.

Технические характеристики легендарных ушей от YAMAHA были следующими:

  • Частотный диапазон — от 16 до 20 000 Гц;
  • КНИ+шум: 0,9 % (при SPL =90 дБ);
  • Чувствительность: 96 дБ/мВ;
  • Сопротивление: 150 Ом;
  • Диаметр мембраны: 12 мм;
  • Материал мембраны: полиэфировая плёнка (лавсан);
  • Масса: 290 г.

Помимо прочего в конструкции использовались перфорированные ферритовые магниты круглой формы. Уменьшение диаметра мембраны слегка отражались на АЧХ, но в целом в звуке ничего не меняли. Действительно впечатляющей в этих наушниках была цена, которая составляла в 1976-м году $ 47 для HP-2 и $ 55 для HP-1 в США, что практически не отличалось от стоимости среднестатистических динамических наушников того времени. На японской родине стоимость их была ещё ниже.

От японской легенды к мечте советского меломана

Как я уже отмечал в одном из прошлых материалов, для советского руководства в начале 80-х было важно дать населению понять, что СССР может догнать и перегнать. Поздно замеченное партией и советским правительством отставание планировали преодолеть стахановскими темпами. С этой целью специально обученные люди ввозили на территорию СССР лучшие образцы западной техники, в том числе аудио, для дальнейшего препарирования и промышленного шпионажа. Приблизительно таким образом в страну победившего развитого социализма попали культовые наушники YAMAHA, и ни куда-нибудь к креативному аудиофилу Лихницкому, а на важное полуоборонное предприятие — радиотехнический завод № 887 он же НПП “Контакт” в городе Саратов.

Суровым саратовским инженерам была поставлена задача создать что-то аналогичное YAMAHA HP-1. Вероятно, слово «аналогичное» советские специалисты поняли буквально и скопировали японца вчистую. Лишь немного напортачили с эргономикой оголовья (мягкую ткань в оригинале заменили на более жесткий эластичный пластик, а позже на кожзам в ТДС-5М), чтобы сделать производство более дешевым и руководствуясь, вероятно, справедливой истиной, гласящей: “Что русскому — комфортно, японцу — смерть”.

А вот мембрана для советского образца была тоньше, что удивительно, на целых 4 мкм, материал тот же — полиэтилентерефталатная плёнка. Серийный образец клонаТДС-5 появился в 1984-м году, и к приходу лимонадного генсека в 1985-м стал массово поступать в советские магазины.

Через не слишком продолжительное время советские инженеры по аналогии со своими японскими коллегами клонировали копию и выпустили чуть более усовершенствованные ТДС-5М. Пожалуй, эти модели можно смело назвать самыми массовыми изодинамическими наушниками в СССР.

В соответствии с действовавшим ГОСТом, головные телефоны ТДС-5/ТДС-5М обладали следующими техническими характеристиками:

  • Тип преобразователя — ортодинамический;
  • Номинальный диапазон частот: 20 — 20 000 Гц (±2/±3 дБ);
  • Сопротивление, на частоте 500 Гц — 100 Ом;
  • КНИ, ( 94 дБ, в диапазоне частот 100. 3000 Гц) — 1%;
  • Масса — 290 г.

Спи с женой в Японии

С выпуском ТДС — 5 также связана забавная легенда, о которой мне рассказал один из знакомых в период подготовки материала. События, которые в ней описаны, якобы имели место быть на саратовском заводе, через некоторое время после выпуска ТДС-5. Согласно легенде, начальник сектора, который занимался этой темой устраивал разнос подчиненным инженерам, по поводу какого-то другого проекта. Завершая пламенную речь, он сыпал в адрес подчиненных обвинения в неспособности сделать что-либо стоящее, подкрепляя это крепким словцом. В частности он заявил, что-то вроде: “Ничего путного не сделали пока тут сидите. Ничего, ТДС-5 нормально сделали и то, всё спи …но (украдено — прим. авт.) в Японии!”.

В момент произнесения этой фразы в кабинет зашел замдиректора завода, который до умопомрачения не терпел сквернословие на рабочих местах, и постоянно обещал перевести в цех сотрудников, которые при нем матерились. Услышанное его явно возмутило, но начсектор не растерялся и, глядя на первого попавшегося инженера, отчетливо произнес следующую фразу: “Спи с женой в Японии, а тут сутки сиди, но чертеж сдай в нормальном виде!”. Неизвестно чем закончилась эта попытка обмануть восприятие начальства и имел ли место инцидент на самом деле. По слухам шутка ушла в народ и какое-то время, говоря об инженерах, занимающихся копированием зарубежной аппаратуры, стали употреблять фразу: “Спят с женой в Японии”.

Несмотря на практически полный плагиат японского образца, советские ТДС-5 и ТДС-5М стали самыми массовыми изодинамическими наушниками в СССР. По утверждениям многих, кто застал это нелегкое время — эти саратовские клоны YAMAHA входят в число лучших HI-FI устройств, массово производившихся в Советском Союзе.

Ссылка на основную публикацию
Слова содержащие приставку корень суффикс и окончание
Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. у бор к а у дивл ени...
Системная плата ecs mcp61m m3
Средняя цена по России, руб: 3 877 Общие характеристики Производитель Фирма, которая произвела данную материнскую плату. ECS Форм-фактор Форм-фактор –...
Системное администрирование windows 10
Наверняка вы уже слышали, что сегодня официально выходит Windows 10 Creators Update. В этой статье мы решили быть на шаг...
Словарь для it специалистов
ykaneva 2018-04-09T16:54:33+00:00 September 13th, 2017 | Практика английского | 7 Comments 7 142,973 Сегодня день программиста. По этому поводу в...
Adblock detector