Социальный статус школьника пример

Социальный статус школьника пример

1. Примеры социальных статусов

Если попытаться описать словами то, кем вы являетесь, то получится следующее: вы ученик седьмого класса, мальчик или девочка. Вы спортсмен и, например, играете в футбол либо плаваете. Вы сын или дочь, внук или внучка. Являетесь гражданами России. Эта цепочка по аналогии уже ясна. Для себя можно определить огромную череду статусов, ведь каждый из перечисленных нами статусов подразумевает под собой какую-то информацию и некий образец поведения, некие действия и некие ожидания по отношению к вам.

Многие из вас наверняка любят кино. Как минимум каждый из вас видел хотя бы один фильм. Во всех из них снимаются актёры. И возникает вопрос, почему один и тот же человек в разных фильмах может так легко перевоплощаться в разных людей. В одном фильме он играет положительного персонажа, в другом – отрицательного, а в третьем фильме это вообще нейтральный персонаж, играющий эпизодическую роль, просто показывающий себя, но с совершенно другой стороны.

Рис. 1. Евгений Леонов в роли Егора Залетаева в фильме «Не горюй!»

Рис. 2. Евгений Леонов в роли «Доцента» Белого в фильме «Джентльмены удачи»

Рис. 3. Евгений Леонов в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо»

На самом деле, все люди играют. Весь мир – театр. Проблема человека заключается в том, что ему необходимо для себя определить какую-то роль и социальный статус, который придётся нести всю жизнь, а не в течение полутора часов фильма или трёх часов спектакля. Вот поэтому выбор человека в жизни должен быть мудр. В нашей жизни вопросы самоидентификации и поиска смысла жизни являются самыми важными.

3. Виды социальных статусов

Жизненная позиция, которую занимает человек, согласуясь с определенным ему статусом, называется социальным статусом. Социальных статусов у человека на протяжении жизни великое множество и в какой-то определённый момент тот или иной социальный статус выходит на первый план. Например, когда вы приходите в школу, наиболее важным является ваш статус ученика. А по приходу домой вы становитесь, в первую очередь, ребёнком в семье. Таким образом, социальные статусы человека – это не какая-то чёткая фиксированная вещь, которая привязывает и обязывает к определённому образцу поведения раз и навсегда. Это изменяющаяся ситуация и изменяющиеся позиции. При этом социальные статусы можно разделить на два типа: предписанный и достигаемый. Предписанные статусы – это те статусы, которые человек получает по рождению. И их изменить практически невозможно. Например, родившись мальчиком, человек определяет для себя этот социальный статус. Ещё с детства окружающие готовят ребёнка к тому, что он наделён определёнными статусами. Например, мальчик упал, поранился, на что взрослые говорят: «Не плачь, ты же мужчина. А мужчины не плачут». Это влечёт за собой формирование специфического стереотипа поведения.

Достигаемые статусы – это жизненные позиции, вырабатываемые саамам человеком. К примеру, ребёнок-ученик. Это один статус. Но если он учится хорошо, то он ученик-отличник, а это определяет специфическое положение в социальной структуре школы или малой группы.

Малая группа ученика – это класс. Это формальная группа, поскольку класс – это формальное деление. Соответственно, в рамках этого формального деления мы градируем учеников по их социальным статусам. То есть существует статус отличников, которых иногда несправедливо называют ботанами; есть статус двоечников, несправедливо называемых болотом. Но жизнь тем и хороша, что любой социальный статус можно поменять. Отличником быть хорошо: это означает, что ученик много знает и очень трудолюбив. Если же ученик волею судеб или из-за своей лености попал в стан болота, то он может преодолеть этот социальный статус, подняться, потому что у человека есть инструментарий для того, чтобы это сделать.

Читайте также:  Команда wake on lan

Существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудноопределимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента, конечно, нет. Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные(влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат к множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины и т. д.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей.

Общество всегда вкладывает определенные ожидания в тот ли иной социальный статус. Все люди каким-то образом позиционируют себя в жизни. Если вернуться к примеру об ученике-отличнике, то он хорошо учится, получает высокие оценки, выполняет все домашние задания. На самом деле есть отличник, который получает только пятёрки, а есть человек, который позиционирует себя как отличник, то есть как человек, обладающий широким спектром знаний.

4. Социальная роль

Социальная роль- это модель поведения, ориентированная на данный социальный статус.

Иногда ученик может получить в четверти или семестре не все пятёрки, но отношение к нему после этого не поменяется, ведь он уже определил для себя социальную роль. То есть социальная роль от социального статуса отличается тем, что роль – это ожидания окружающих от того социального статуса, которого достиг человек.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

Читайте также:  Пайка оптоволокна своими руками

5. Типичные социальные роли и статусы

Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются следующие:

1. Социальные роли и статусы, определённые возрастом. С возрастом идёт становление человека, его осознание себя в окружающем мире, его изменения по отношению к окружающим. Возрастная лестница откладывает очень весомый отпечаток на том социальном статусе, который человек несёт в себе.

Рис. 5. Представители трёх поколений

С другой стороны, человек и реализует себя в окружающем мире, согласуясь именно с этим статусом и соответствующей социальной ролью. От ребёнка ожидают действий, согласующихся с его социальной ролью: он сын, ученик, футболист, к примеру. И он живёт, согласуясь со своим социальным опытом: если он выходит на футбольный матч со взрослыми людьми, то он может проиграть. Но это будет хороший урок на будущее, ведь ребёнок будет видеть, как надо играть лучше, и будет накапливать опыт. Но когда проигрыш случается с более взрослым, опытным игроком, то он воспринимается совершенно по-иному с точки зрения того, каков эмоциональный эффект. Получается, что возрастная градация – это очень важный момент в определении социальной роли и статуса человека.

2. Другой тип социальной градации определяется полом. Если человек родился мальчиком, то его с детства приучают к тому, чтобы быть мужчиной: ему дарят не кукол, а машинки, солдатиков, конструктор, то есть так называемые «мужские подарки». Мальчик должен вырасти мужчиной-защитником, мужчиной-добытчиком семейного благополучия в будущем.

Рис. 6. Отец с сыном

То же самое по отношению к девочке, но в этом случае существует несколько иная градация. Девочка – будущая мать, хранительница домашнего очага и, соответственно, ей делают подарки, которые помогут в будущем успешно выполнять свою социальную роль.

Рис. 7. Мать с дочерью

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но взаимодействуют и взаимодополняются. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или главы фирмы, чем женщине. Можно утверждать о разных возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9314 — | 7873 — или читать все.

суббота, 13 февраля 2016 г.

Социальные статусы и роли

  1. Достигаемый социальный статус – приобретенный усилиями индивида (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.). Общество считается тем демократичнее и цивилизованнее, чем более в нем распространены достигаемые статусы и чем большую роль они играют в общественной жизни.
  1. Предписанный социальный статус – полученный независимо от воли субъекта, чаще всего при рождении (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
  2. Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
  1. Социальный статус – положение личности в масштабах всего общества или большой социальной группы.
  2. Личный статус – положение личности в малой социальной группе, которое зависит от личных качеств, от субъективного отношения близких людей.

Социальный и личный статус могут не совпадать.

  1. Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
  2. Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
  • реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
  • системы ценностей, характерной для данного общества.
Читайте также:  Присоски как правильно прилепить

Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

ПРИМЕР: статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде.

Выпишите из текста любое положение, содержащее авторские примеры социальных ролей. Выберите любые две из этих социальных ролей и опишите поведение, которое им соответствует.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социальные роли — термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. (. ) Статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. (. )

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был под¬черкнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик — это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

(. ) «Весь мир — театр, все люди в нем — актеры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то — относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

Ссылка на основную публикацию
Сообщение на тему жесткий диск по информатике
Информатика Основным устройством хранения информации в компьютерной системе является жесткий диск. Большой объем и энергонезависимость сделали его наиболее пригодным для...
Слова содержащие приставку корень суффикс и окончание
Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. у бор к а у дивл ени...
Словарь для it специалистов
ykaneva 2018-04-09T16:54:33+00:00 September 13th, 2017 | Практика английского | 7 Comments 7 142,973 Сегодня день программиста. По этому поводу в...
Сообщение о выигрыше айфона
Да, почти всегда это обман и развод на деньги. Те, кто проводит ВКонтакте, Инстаграме и других соцсетях «конкурсы», «розыгрыши айфонов»,...
Adblock detector