Был ли ответ правильным или неправильным, всегда реагируйте на него сразу. В противном случае, участники могут уклониться от темы или принять неправильные ответы за правильные.
Реакция на правильные ответы
Когда один из участников группы ответил правильно, похвалите его, повторите его ответ, подчеркните те важные замечания, которые он содержит, и только потом двигайтесь дальше. «Спасибо, Джон. Ценное утверждение. Финансовые соображения — не единственный фактор, человеческий фактор также необходимо принимать во внимание. Считает ли кто-нибудь, что. »
Реакция на почти правильные ответы
Если полученный ответ верен по сути, но не совсем точен, подчеркните его правильную часть и стремитесь получить дальнейшую информацию по этому вопросу. «Да, стоимость — это один из значимых факторов, но есть ли еще что-то, что мы должны принять во внимание?»
Реакция на неправильные ответы
Не отвергайте неправильные ответы без рассмотрения. Попытайтесь найти в них что-то, что можно оценить положительно. Одним из возможных вариантов может быть принятие данного ответа, анализ причин, вследствие которых был сделан данный вывод, и попытка понять чувства отвечающего. Тогда или 1) задайте вопрос еще раз, чтобы дать человеку возможность скорректировать свой ответ, или 2) опросите группу прокомментировать ответ.
1. «Майкл, я могу понять, почему один из способов разрешения проблемы — игнорировать возражения» но думаешь ли ты, что это лучше всего поможет разобраться с жалобами клиентов?» :
«Итак, Майкл, твое предложение — отвергать претензии клиентов,чтобы не создавать прецедента на наилучший способ разобраться с проблемами клиентов?»
Реакция на бессмысленные ответы
Многие люди понимают заданный вопрос, но им сложно выразить сводя; мысли словами. Если вам кажется, что источник затруднений — неспособность человека вербализовать свои мысли, решением может стать помощь в их объяснении и последующая проверка. «Итак, Алан, я тебя правильно ты бы хотел большей поддержки со стороны команды, так ли это?» Цель — прояснить или перефразировать идем человека, а не проигнорировать или заменить собственными.
Реакция на совершенно неуместные ответы
В некоторых случаях ответы, на первый взгляд, не имеют ничего общего с заданным вопросом. Перед тем, как вы начнете обращаться к своему здравому смыслу или апеллировать к здравому смыслу группы, проверьте, понял ли автор ответ ваш вопрос, и, если нет, переформулируйте вопрос в более понятной форме.
Причина может быть в том, что некоторые участники отвечают на тот вопрос, который вы, по их мнению, должны задать. Другими словами их мысли перегнали обсуждаемые вопросы. Реакцией должна быть благодарность за ответ и замечание о том, что вопрос будет затронут на следующем этапе или что он относится к области, не попадающей в рамки рассматриваемой темы. «Благодарю, Дерек, но ты идёшь на шаг впереди меня. Твое замечание правильно, но на эту тему мы будем говорить позднее. Я обязательно вспомню о твоих словах, когда мы дойдем до нее на следующей неделе».
Реагирование на ответы:
— признавайте каждый ответ;
— отвечайте на вопросы немедленно;
—поощряйте участников, давших правильные ответы;
— корректируйте любые неточности;
— находите позитивные стороны даже в неправильных ответах;
— проверяйте, понимают ли вас.
Таким образом, для того чтобы педагогическое общение дало позитивные результаты, необходимо не только организовать процесс вопросов и ответов на них, но и действовать определенным образом.
1. Используйте открытые вопросы: как? что? зачем?
2. Исследуйте не только продемонстрированные, но и альтернативные действия.
3. Настаивайте на описательном, а не на оценочном характере комментариев и высказываний.
4. Говорите только о том, что было сказано, а не о том, что могло бы быть.
5. Ищите альтернативные теории, практические примеры, аналогии для объяснения иных возможностей.
6. Добивайтесь подведения итогов в виде конкретных действий со стороны участников общения.
7. Выявляйте самых активных и компетентных участников взаимодействия, благодарите их, поощряйте, закрепляйте успех.
Техника ответов на вопросы
1.На сложные проблемные вопросы отвечайте, если имеете продуманный вариант решения проблемы.
1. Если спрашивающий использует в своем вопросе негативные, некорректные слова или предложения, то не надо при ответе из повторять.
2. На провокационные вопросы лучше не отвечать или перевести разговор на самого спрашивающего или на характер вопроса.
3. Чем эмоциональнее вопрос, тем короче дожжен быть ответ.
4. Если спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее и хладнокровнее надо ему отвечать.
Барьеры речи
В речевой коммуникации задействованы 3 составляющие: передающая и принимающая стороны и канал связи. Следовательно, в этом процессе присутствуют потеря информации.
Между отправляемым сообщением и принимаемой информацией лежат определенные барьеры. Эти барьеры существуют всегда. Воздвигаются они одной из сторон или чаще обычно обеими сторонами.
Проблема преодоления барьеров обостряется, если принимающая сторона представляет группу людей. Члены группы могут иметь несколько общих барьеров, но каждый еще иметь и индивидуальные.
Что надо сделать, чтобы коммуникация стала эффективной?
Нужно идентифицировать возникающие в ее процессе барьеры (собственные и слушателей) и попытаться их преодолеть. Очевидно, что это легче проделать с собственными барьерами.
В связи с этим нам следует вспомнить речевые барьеры и способы их преодоления.
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Ошибки в устной или письменной речи столь серьезны по своим негативным последствиям, что способны осложнить любое дело, деловую или неформальную встречу, испортить впечатление о человеке. Можно не спеша составить и отправить дельное резюме — заявку на замещение должности, но, придя на собеседование, потерпеть фиаско из-за невнятной, «суверенной, засоренной речи, неприятных интонаций. Этого можно и нужно избежать, учитывая рекомендации лингвистов и психологов.
Давайте проследим, что происходит с информацией.
Возьмем за 100% ту информацию, которую человек намеревался передать другу. Сам он в состоянии оформить словесно лишь 90% из этого объема, однако" в реальной жизни озвучивается только 80% (остальное остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник слышит 70%, понимает 60%, в памяти откладывается около 25%. Вот таковы средние размеры потерь при целенаправленно передаваемой информации
Если это происходит в бытовом, неформальном общении, потери можно компенсировать, попросив партнера повторить пропущенное, недопонятое. Но в ходе делового общения, при ведении напряженных переговоров, когда важно каждое передаваемое слово, — любые потери, искажения чреваты непредсказуемыми последствиями. И в этих условиях не всегда можно продублировать передачу информации (хотя бы из-за процессуальных протокольных ограничений и запретов).
Потери случаются из-за незнания или неумения преодолеть специфические речевые барьеры.
Барьеров устной речи так много, что их приходится разделить на три группы:
Вперед думай, потом отвечай.
Он декларировал громогласно о своих планах.
Он попал в противотуберкулезный диспансер.
Я кушаю фрукты каждый день.
Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
За дорогой на вершине холма — лес, а на его склонах раскинулись луга.
В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
Ваше согласие играет для меня большое значение.
Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
Он очень практический человек.
Все командировочные могут поселиться в гостинице.
Благодаря наводнению люди остались без крова.
Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
Увидев револьвер, у него захватило дух.
Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву,
остановились у нас.
Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия,
Венгрия, Россия, Италия и другие.
Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.
Упражнение 16. Исправьте речевые ошибки.
Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
Шел дождь и два студента, один — в университет, другой — в плаще.
Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того,
чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только
российские, но и зарубежные спортсмены.
Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
Я приобрела для сына настольную игру.
Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
По получению ответа немедленно реагируйте.
Написав ей, он стал ждать ответа.
Я с сестрой собрались на пруд.
Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
Он был смелый человек, не боясь трудностей.
Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
Кубанцы знают и радуются своим успехам.
Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
Наш интерес к медицине вполне понятный.
Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
Самый наибольший вред наносит человеку курение.
Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
Средидвадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
На обеих коленях были царапины.
Упражнение 17Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
1) разговорному 2) художественному 3) газетно-публицистическому 4) официально-деловому 5) научному
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизилосьвоспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданско-патриотического воспитания. Как следствие, объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, правовой нигилизм, национальный снобизм, отсутствие уверенности в своих действиях как гражданина, социальная пассивность и др., проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Таким образом, в общественном сознании произошли подмены понятий «гражданственность», «гражданский долг», «патриотизм», которые оторваны от реалий общественной жизни.
Сократ считал, что «существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к их числу он относил и любовь к Родине
Демокрит утверждал, что «результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом».
Согласно Я.А. Коменскому, одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.
А.С. Макаренко, разрабатывая основы воспитания гражданина, установил тесные связи между гражданским сознанием и гражданским поведением. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, — «от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая»
Н.И. Новиков утверждал, что главным предметом воспитания является то, чтобы образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами.
А.Н. Радищев полагал, что главная цель воспитания — подготовить «сына
Отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа, готового ради него на все. «Сын Отечества» должен обладать всеми данными для разумной и полезной жизни в обществе: умом, здоровьем, твердой волей, честным характером, готовностью к благородному труду.
Нравственными чертами «сына Отечества» А.Н. Радищев определял: патриотизм, стремление к свободе, ненависть к рабству, человечность, честность, трудолюбие, сила воли, умение защищать достоинство.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Читать онлайн книгу
Упражнение 13. Исправьте речевые ошибки.
1. Вперед думай, потом отвечай.
2. Он декларировал громогласно о своих планах.
3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.
4. Я кушаю фрукты каждый день.
5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большое значение.
13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практический человек.
15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.
16. Благодаря наводнению люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
24. Увидев револьвер, у него захватило дух.
25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.
Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.
30. На обеих коленях были царапины.
Упражнение 8. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.
2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.
4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.
5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.
6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.
8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.
9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.
10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.
11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.
12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.
14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.
15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.
16. Мы испытываем летаргию по прошлому.
17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.
18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.
19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.
20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.
21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.
22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.
23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.
24. Правда и только правда – таков имидж писателя.
25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.
26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.
27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.
29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.
30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.
Упражнение 9. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.
Упражнение 10. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Упражнение 11. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
Упражнение 12. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами!
2. Ты что, первый раз с Луны свалился?
3. А сейчас все пойдет по своим делам.
4. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.
5. Я уйду, как француз, по-английски.
6. Цыплят, как известно, считают по очереди.
7. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.
8. Музыка оказала сильное впечатление на всех.
9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.
10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетной комиссии.
11. Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.
12. Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.
13. Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.
14. Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.
15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?
16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!
17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают.
18. Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.
19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.
20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.
21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.
22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.
23. Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.
24. Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.
25. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.
26. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.
28. В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.
29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.
30. Каждый из этих авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.
Упражнение 13. Исправьте речевые ошибки.
1. Вперед думай, потом отвечай.
2. Он декларировал громогласно о своих планах.
3. Он попал в противотуберкулезный диспансер.
4. Я кушаю фрукты каждый день.
5. Заглавную роль в пьесе «Враги» играет Сидоров.
6. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. В книге говорится о дружбе класса, о том, как они болеют за успеваемость.
8. Давыдов собирает крестьянство, чтобы посвятить их в свои планы.
9. В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали от солнца деревья.
10. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе.
11. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.
12. Ваше согласие играет для меня большое значение.
13. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
14. Он очень практический человек.
15. Все командировочные могут поселиться в гостинице.
16. Благодаря наводнению люди остались без крова.
17. Эти разрушения произошли за счет плохой работы труб.
18. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием.
19. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость.
20. Проходя по цеху, на меня пахнуло жаром.
21. Глядя на ветку сирени, мне вспомнилась родина.
22. Жизнь должна изображаться в книгах, не приукрашивая ее.
23. Взобравшись на крышу, Павке виден был сад Лещинских.
24. Увидев револьвер, у него захватило дух.
25. Живя в монастыре, Мцыри захватили мечты о родине.
26. Газета «Известия» опубликовали статью о деятельности новой партии.
27. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
28. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча.
29. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие.
30. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее.
Упражнение 14. Исправьте речевые ошибки.
1. Нужно подумать о кормах на зиму для животноводства.
2. Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в плаще.
3. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены.
4. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова.
5. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее.
6. Я приобрела для сына настольную игру.
7. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук.
8. Удельный вес грамотных по переписи 1897 года определялся в 36,7 %.
9. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Житомире.
10. По получению ответа немедленно реагируйте.
11. Написав ей, он стал ждать ответа.
12. Я с сестрой собрались на пруд.
13. Вся семья Ростовых после обеда слушали манифест.
14. Выезжая на Сечь, казаков никто не остановил.
15. Поднявшись вверх по реке, их застигла буря.
16. Он был смелый человек, не боясь трудностей.
17. Петя с другом решили, что поедем в лагерь.
18. По дороге Владимир спросил у Павла, что какое дело у его отца в городе.
19. Кубанцы знают и радуются своим успехам.
20. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых.
21. Мартын накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
22. Он дал щенку мяса, и он за несколько секунд съел его.
23. Наш интерес к медицине вполне понятный.
24. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука.
25. Самый наибольший вред наносит человеку курение.
26. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте.
27. Среди двадцать одного студентов группы четверо были отличниками.
28. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь.
29. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.