Что такое схема кластер

Что такое схема кластер

Коняева Г.Е.- учитель математики

Катаева Т.М.- учитель географии

Коняева Л.В.- учитель русского языка

Гуляева Е.И.- учитель истории

по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.

Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной (графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

выделять ключевые слова;

систематизировать необходимую информацию;

анализировать, сравнивать и обобщать информацию;

развивать монологическую речь.

Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной информации в более компактную и визуально удобную)

Конечный результат деятельности учеников – адекватное восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

Существуют различные приемы представления информации из сплошного текста в не сплошной текст с помощью схемно-знаковых моделей .

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.
Каковы этапы работы при составлении кластера?
1 этап — посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы работы учащихся с кластерами:

— Составление нового кластера.

— Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

— Коррекция и совершенствование готового кластера.

— Анализ и завершение неполного кластера:

— без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина;

— без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Формы работы с кластерами

— Самостоятельно при выполнении домашней работы

— Самостоятельно на практическом занятии

— В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину

— В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер

— При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества использования кластера:

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы.

Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями

Читайте также:  Как включить радио на портативной колонке

Кластер – это отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. (Особенно у современных детей с "клиповым сознанием")

Работа с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого не любит.

Кластер даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых идей.

В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.

Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.

7) В итоге появляется запись- структура, которая отражает размышления.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных событий, фактов, их последствий и причин.

Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать приемы:

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов. Далее обучающимся сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

«Концептуальная таблица»

Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты

Факты

«Сводная таблица»

Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1

Тема 2

Линия сравнения

Тема 3

Тема 4

Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Памятка по составлению таблиц.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы.

Происходит систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Для составления таблицы:

1) Прочитайте текст

2) Сформируйте структуру таблицы для систематизации информации из предложенного текста

3) Определите заголовки столбцов и строк таблицы

4) Заполните таблицу, извлекая информацию из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы.

Прием «Опорный конспект»

Опорный конспект – это сокращенная символическая запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

Читайте также:  Пользователь зарегистрирован но не сохранял ключи

Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал, структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.

Составление опорного конспекта — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного.

Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.

При составлении опорного конспекта используется

ТРИ ЦВЕТА: — теоретический материал

— самое главное

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

-Кратко изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить сигналы в блоки;

-Обособить блоки контурами и графически отобразить связи между ними;

-Выделить значимые элементы цветом (при необходимости).

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2. Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи опорного конспекта:

1. Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было

воспроизвести за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно один

2. Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими

блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных

номерами или строчными пробелами.

3. Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную

идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом, различным

расположением слов (по вертикали, по диагонали).

4. Унификация. При составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данного предмета

5. Автономия. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

остальными, должен выражать законченную мысль, должен быть аккуратно

оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре,

графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он

должен быть наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

«Как составить кластер»

Кластер (от англ. cluster — гроздь) — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).

3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.

Правила работы с кластерами:

1. Не бояться записывать всё", что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание, в отдельные схемы.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.

Читайте также:  Настройка кнопок мыши logitech


Parking.ru как облачный провайдер имеет опыт оказания не только услуг с «обычной» надежностью, но и услуг хостинга высокой доступности, построенных на кластеризованной дублированной инфраструктуре.

Имея весомый опыт в построении таких инфраструктурных проектов, мы решили предложить его не только избранным клиентам (которые уже много лет используют эти услуги), а сделать стандартизированное предложение для всех желающих.

Parking.ru запустил целый ряд кластерных решений построенных на надежной дублированной инфраструктуре и имеющих в основе самые разные решения: от виртуальных машин до группы физических серверов. Отдельного внимания заслуживает предложение по ГЕО кластеризации в двух разных ЦОД, объединенных дублированными каналами связи.

Если рассматривать вкратце, то в рамках предложения существуют следующие типовые схемы кластеров:

Кластеры высокой доступности (High Availability cluster)

Создаются для обеспечения высокой доступности сервиса, предоставляемого кластером. Избыточное число узлов, входящих в кластер, гарантирует предоставление сервиса в случае отказа одного или нескольких серверов. Минимальное количество узлов — два, но может быть и больше.

Обычно High Availability кластер строится для Microsoft SQL server’ов, который поддерживает базы данных интернет проектов. High Availability кластер возможно построить и для Exchange систем.

Существует ещё одна разновидность High Availability SQL кластера — «зеркалирование БД» или database mirroring. Этот вид кластера не требует выделенного дискового хранилища, но для автоматического переключения в случае аварии нужен ещё один SQL сервер — следящий/witness. Такой кластер идеально подходит для WEB приложений и требует меньше затрат на создание.

Балансировка нагрузки (Network Load Balancing, NLB)

Принцип действия NLB-кластеров — распределение приходящих запросов на несколько физических или виртуальных узлов серверов. Первоначальная цель такого кластера — производительность, однако, они используются также для повышения надёжности, поскольку выход из строя одного узла приведет просто к равномерному увеличению загрузки остальных узлов. Совокупность узлов кластера часто называют кластерной фермой. Минимальное количество узлов в ферме — два. Максимальное — 32.

При размещении высоконагруженных web-проектов в режиме NLB строится ферма web-серверов на IIS 7.х

Кластеры на виртуальных машинах

Наиболее доступным и масштабируемым решением является построение кластера на основе виртуальных машин на платформе Hyper-V.

В качестве web-боксов NLB-кластера используются виртуальные машины с установленными на них Windows Web Server 2008 (IIS7.х, пользовательское приложение).

В качестве кластера баз данных используется две виртуальные машины необходимой мощности на Windows Server 2008 Standard Edition и SQL Server 2008 Standard Edition.

Отказоустойчивое единое хранилище данных на основе Storage System от NetApp или HP.

Для обеспечения бОльшей надежности все узлы кластера располагаются на различных физических серверахузлах кластера.

Масштабируемость решения достигается путем увеличения мощности используемых виртуальных машин (вплоть до 100% мощности физического сервера), а также за счет добавления новых узлов в NLB-кластер.

С использованием средств онлайновой миграции со временем возможен перенос узлов кластера на новые, более современные физические сервера без потери работоспособности и без простоя любого узла.

Данный кластер является лучшим решением в соотношении цена/качество и рекомендуется как для критичных для бизнеса приложений, так и для относительно нагруженных web-проектов (

до 30000-50000 посетителей ежедневно).

Кластеры на физических серверах

Web-проекты с нагрузкой выше 50000 посетителей, проекты со специальными требования по безопасности требуют построения кластерных решений на выделенных серверах без потерь мощностей физических серверов на виртуализацию.

Схема построения таких кластеров аналогична схеме построения кластеров на виртуальных машинах, только в качестве узлов используются выделенные физические серверы.

Геокластеры

При построении локальных кластеров единой точкой отказа системы является сама инфраструктура ЦОД. Parking.ru предлагает уникальное решение на российском рынке — построение географически распределенного кластера, узлы которого располагаются в разных ЦОДах Parking.ru.

Каждый из узлов кластера имеет независимый выход в интернет, но при этом из сети данных кластер выглядят как единый сервер с единым адресом и контентом.

Ссылка на основную публикацию
Что написать о себе в инстаграмме девушке
Вроде как и всё ясно, но в самом деле, как только доходит до дела, написать о себе в Инстаграм, у...
Чем открыть cab файл на компьютере
Файл формата CAB открывается специальными программами. Чтобы открыть данный формат, скачайте одну из предложенных программ. Чем открыть файл в формате...
Чем открыть fb2 на телефоне
Формат электронных публикаций FB2, наряду с EPUB и MOBI, является одним из самых популярных для книг, публикуемых в интернете. Мы...
Что нового в айос 12 1
Apple выпустила iOS 12.1.1 − скорее всего, последнюю публичную сборку iOS 12 в этом году. Хотя это обновление по большей...
Adblock detector