Части речи синтаксический разбор

Части речи синтаксический разбор

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
      Читайте также:  Как редактировать фото в picsart

      В предложении, имеющем однородные члены.

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

      В предложениях с обособленными членами:

      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

      В предложениях с обособленными членами речи:

      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

      В сложносочиненном предложении:

      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

      В сложном бессоюзном предложении:

      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

      Читайте также:  Как настроить интернет через usb на андроид

      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

      Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

      Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

      Синтаксический разбор предложения — это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.

      План синтаксического разбора предложения

      1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное

      2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

      3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.

      4. Распространенное или нераспространенное.

      5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.

      6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.

      7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

      8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.

      Образец синтаксического разбора предложения

      Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

      Это предложение сложное, первая часть:

      (что?) небо — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
      (что делало?) дышало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
      дышало (чем?) осенью — дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
      дышало (когда?) уж — обстоятельство времени , выражено наречием

      (что?) солнышко — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
      (что делало?) блистало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
      блистало (как?) реже — обстоятельство образа действия, выражено наречием
      блистало (когда?) уж — обстоятельство времени, выражено наречием

      Пример синтаксического разбора предложения

      Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.

      Это предложение простое.

      (что?) они — подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
      (что делали?) летели — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
      (что делали?) ложились — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
      летели (как?) косо — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
      летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
      ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
      ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
      траву (какую?) сырую — определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.

      Часто пользователи ищут в сети синтаксический разбор какого-либо слова. По этому запросу обычно получают результаты по разбору предложений и словосочетаний. Но почему так происходит? Давайте в этом разберемся далее и приведем примеры такого разбора.

      Все дело в том, что разобрать слово синтаксически нельзя . Можно сделать разбор только словосочетания или всего предложения. В школьной программе этой теме выделено довольно много времени для усвоения материала, а также большое количество практических уроков, чтобы ученики сами научились делать такой разбор. Но мы с вами сегодня опишем в общих чертах, как делать синтаксический анализ.

      Читайте также:  Перезагрузить яндекс браузер бесплатно автоматически последнюю версию

      Как делать синтаксический разбор предложения

      Если нужно выполнить синтаксический анализ словосочетания, сделайте следующее:

      1. Определите словосочетание. Выделите в нем главное и второстепенное слово. Уточните к каким частям речи относятся слова.
      2. Определите синтаксическое общее между словами.
      3. Выделите грамматическое значение для каждого.

      Порядок разбора предложения по словам

      Порядок действий будет следующим:

      1. Установите, каким выступает предложение по типу высказывания (вопросительное, побудительное, повествовательное).
      2. Далее нужно указать, из каких частей состоит предложение, его состав. Нужно сказать, что оно простое, односоставное/двусоставное, определить тип – безличное/личное. Предложение является нераспространенным или наоборот. Полное/неполное, если нет, то указать, каких именно частей в нем не достает.
      3. Если простое предложение осложнено обособленными, однородными членами предложения, отметьте это в синтаксическом разборе.
      4. Сделайте разбор простого предложения по членам, по ходу отмечая, к каким частям речи их отнести. Для этого соблюдайте порядок: первыми в предложении определите сказуемое и подлежащее, после них найдите второстепенные члены предложения.
      5. Предоставьте доводы о знаках препинания, если они имеются в предложении.

      Синтаксический разбор. Порядок.

      Для сказуемого нужно определить, каким оно является – составным или глагольным. Определите чем оно выступает. Если простое – укажите для него форму глагола, для составного глагольного – определить его состав, составное именное – чем выступает именная часть, какая связка применяется.

      Если предложение имеет однородные члены предложения, укажите, чем выражены эти члены, и какими средствами они соединяются (союзы, интонация и союзы). В предложениях, которые имеют обособления, необходимо определить, чем выступает весь оборот. После этого нужно определить, чем выступает каждое слово в обороте, каким членом предложения является. Укажите, что предложение в своем составе имеет прямую речь. Определите слова говорящего, а также прямую речь.

      Анализ сложносочиненной конструкции

      1. Аналогично, как и с простым предложением, назовите и определить тип высказывания.
      2. Определите грамматический фундамент каждого отдельного простого предложения. Прочитайте их по отдельности.
      3. Обозначите вид союзов, которыми связываются простые предложения в составе сложного (разделительные, соединительные, противительные). Определите, каким выступает сложное предложение (противопоставление, чередование событий, перечисление).
      4. Определите роль знаков препинания, объясните их расстановку.
      5. Затем нужно разобрать каждое предложение по отдельности как простое.

      Далее рассмотрим пошаговый синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (в составе одно придаточное):

      1. Отметить, каким сложноподчиненное предложение является (вопросительным, повествовательным).
      2. Разбить на простые предложения, найти грамматическую основу для каждого.
      3. Выделить, какое предложение из простых является главным.
      4. Определить по особенностям строения, чем присоединяется, к чему относится, чем выступает это сложноподчиненное предложение.
      5. Пояснить расстановку знаков препинания.
      6. Придаточное и главное разобрать подобно простым.

      План синтаксического разбора предложения

      Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений с придаточными

      Анализ состоит из следующих этапов:

      1. Определите цель высказывания сложноподчиненного предложения, отметьте это.
      2. Установите грамматическую роль каждого простого предложения.
      3. Определить среди простых придаточное и главное.
      4. Укажите признаки подчиненного предложения – параллельное, однородное, последовательное (возможно комбинированное).
      5. Объясните надобность каждого знака препинания.

      Анализ сложной конструкции с различными связными элементами

      1. Установите цели высказывания.
      2. Укажите основу грамматики отдельного простого предложения.
      3. Указать, что предложение имеет разные виды связи.
      4. Выделите по смысловому признаку, каким образом соединены простые предложения.
      5. Объясните каждый знак препинания, его значение.

      В статье мы рассмотрели, почему нельзя выполнить синтаксический разбор какого-либо слова, и как правильно выполнять анализ предложений.

      Ссылка на основную публикацию
      Форум лексус рх 350 2007
      Как выбрать Lexus RX?Надёжная ли машина?Какой расход топлива?Какие бывают комплектации?Насколько нужны те или иные функции?На что смотреть при покупке? Информация...
      Уроки нлп для начинающих
      Если вы хотя бы немного интересуетесь психологией, то о нейролингвистическом программировании (НЛП), наверное, тоже слышали. В статье мы постараемся объяснить...
      Уроки ворд 2010 для начинающих
      Microsoft Office 2010 — бесплатные обучающие уроки для чайников с нуля. Получите необходимые навыки профессиональной работы с пакетом Microsoft Office...
      Форум грибников витебской области
      В Беларуси много грибов: белые грибы, подосиновики, лисички и др. #новостиlespr или #newslespr - добавляйте фото в инстаграм с таким...
      Adblock detector